273    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    274

ского стиха, пропагандировал разнообразие стихотворных размеров. Из современников Жуковского следует отметить К. Н. Батюшкова (1787—855), блестящего стилиста, поэта, достигшего высокого совершенства поэтической формы. Творчество Карамзина, Жуковского, Батюшкова далеко двинуло вперед Р. л.

А. Нотбек. Пушкин в Онегин (1829).

Под флагом романтизма в 20-х годах 19 века боролись молодые прогрессивные силы. Их объединяли ненависть к существующей действительности абсолютистской России и пдея общественной свободы. Произвол паря и весь крепостнич. строй вызывали сильнейшее возмущение в среде наиболее передового дворянства. Общественная активность романтической Р. л. 20-х гт. определяется тем, что основные группы писателей-романтиков быта связаны с декабристским движением и отражали идеи декабристского движения (К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлин-ский). Романтики в литературе выдвинули обязательное требование национальной самобытности творчества. Романтики всячески пропагандировали собирание, изучение и литературное использование фольклора. Велика заслуга русской романтической критики в постановке проблемы народности искусства. Для романтиков характерен также культ сильной личности, способной к борьбе. Идейные корни русского романтизма в его различных разновидностях многообразны. Одним пз важнейших источников романтических теорий в России была философия Шеллинга. На почве увлечения шеллингианством возникло в Москве «Общество любомудров» (1823). В состав его входили В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, бр. Киреевские и Д. В. Веневитинов—первый теоретик романтизма в России. Вплоть до 40-х гг. 19 в. романтическое направление представляло значительное самостоятельное течение в Р. л. Несмотря на свои достоинства, романтическая лит-pa в лице многих ее представителей (Ж у- I

ковского, Боратынского, В. Одоевского и др.) не давала полного изображения российской действительности: она, по выражению Белинского, быта «только красноречивым изложением прекрасных чувств и высоких мыслей».

Еще в 18 в. в Р. л. появляются зачатки нового, криткческн-реалистического направления (Фонвизин, Радищев). В числе крупнейших зачинателей реализма в Р. л. 19 в. выделяется А. С. Грибоедов (1795—829). «Горе от ума»— острейшая общественная сатира на современное автору великосветское общество, гениальное произведение русской драматургии. Сатирическая острота комедии сочетается с законченностью и жизненной правдивостью зарисовок различных представителей дворянско-чиновничьей России начала 19 в. Декабристы, взгляды к-рых частично разделял Грибоедов, использовали «Горе от ума» в целях полптич. пропаганды. Язык «Горе от ума»—непринужденный, живой разговорный русский язык. Многие стихи комедии вошли в обиходный разговор, персонажи стали нарицательными (Ре-петилов, Молчалив, Скалозуб).

Подлинным родоначальником новой Р. л., ее реалистического направления, создателем русского литературного языка быт гениальный поэт А. С. Пушкин (1799—837), «до сих пор никем не превзойденный ни по красоте стиха, ни по силе выражения чувства и мыслей» (М. Горький). Пушкин быт центром всей литературной жизни прошлого века. Расцвет поэзии Пушкина относится ко времени подъема национального самосознания русского народа после войны 1812. Пушкин неразрывно связан с жизнью народа. В лпце Пушкина русский народ получил своего гениальнейшего национального поэта. Творчество Пушкина проникнуто самыми передовыми идеями его времени, оно тесно связано с революционным движением декабристов. Пушкин принадлежит к числу тех лучших людей из дворянства, к-рые, по словам Ленина, помогали будить народ. Он понимал необходігмость гибели старого крепостнич. порядка. В своей творческой эволюции Пушкин поднимается до высочайшего реализма, силы,

Иллюстрация М. Добужпнского к повести Пушкина «Станционный смотритель*.

широты н правдивости художественных обобщений («Евгений Онегин»,положивший основание русскому социально-психологич. роману, «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Дубровский» и др.). Повесть «Станционный смотритель» обратила внимание русских писателей и общества на «маленьких ’людей». Она положила начало целому направлению в русской





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.