275    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

литературе («Шинель» Гоголя, «Бедные люди* Достоевского и т. д.). Особый интерес Пушкин проявлял к революционным народным движениям. Свое ‘художественное выражение этот интерес нашел в повести «Капитанская дочка* и «Истории Пугачевского бунта». Глубокое знание народной поэзии Пушкин проявил уже в поэме «Руслан и Людмила*. Пушкин явился преобразователем русского литературного языка. Он смело ввел простую народную речь в художествен, литературу. Он первый понял огромную эстетическую ценность русской народной устной поэзии. Пушкин дал ряд гениальных произведений, свидетельствующих о шпроте и глѵбине освоения нм сокровищ зап.-европ. культуры. Вторая половина жизни Пушкина прошла в атмосфере жесточайшей реакции после подавления восстания декабристов 1S25. Полицейский надзор, доносы, аресты, палочная дисциплина Николая I создали невыносимые условия существования для всех тех, кто шел против царя и помещиков. Ненависть царя, травля придворной знати погубили поэта.

Выдающиеся поэты, современники Пушкина— Е. А. Боратынский (1800 — 44), Н. М. Языков (1803—46), А. А. Дельвиг (1798—831), декабрист К. Ф. Рылеев (1795—826), Д. В. Веневитинов (1805 — 27), прозаики В. Ф. Одоевский (1803—69) и А. А. Бестужев-Мар-линский (1797—837); каждый из них обладал резко выраженной творческой индивидуальностью. Произведения их занимают значительное место в истории Р. л. и общественной мысли. Дальнейшие крупные достижения в Р. л. связаны с именами М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Поэзия гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова (1814— 1841) — вершина русского прогрессивного романтизма 19 в.—вскормлена передовыми социальными идеями декабризма. Лермонтову близка была активная, полная социального протеста поэзия Байрона. Поэзия Лермонтова звала к борьбе, к свободе («Мцыри*, «Беглец*), она пронизана ненавистью к крепостническому строю. Народность поэзии Лермонтова отмечена еще Добролюбовым. Лермонтов, по словам Добролюбова, «умел рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». После Пушкина Лермонтов с новой силой и философской глубиной поставил вопрос о правах человеческой личности и о необходимости активной борьбы за свободу. Так же, как и Пушкин, Лермонтов стал жертвой произвола режима Николая I. Ранняя гибель пресекла его мощный талант. Лермонтов показал себя как замечательный художник - реалист, с гениальной прозорливостью изобразивший основные черты своего поколения («Герой нашего времени»). Боевая, гуманистическая поэзия Лермонтова подготовила появление Некрасова. К этому же времени относится деятельность замечательного поэта из народа А. В. Кольцова (1809—42), давшего яркое реалистическое изображение крестьянского быта и труда.

Два основных направления в теории романтизма того времени были представлены журналами «Московский телеграфе (1825—34) и «Московский вестник» (1827—30). Сотрудники «Московского вестника» М. П. Погодин, С. П. Шевырев, бр. Киреевские — в будущем идеологи русского славянофильства—исходили в своих критических работах из идей немецкого романтизма и немецкой философии. Редактор «Московского телеграфа*—выдающийся журналист и критик своего времени Н. А. Полевой (1796—846) быт сторонником французского романтизма. Его заслугой является разносторонняя просветительская деятельность в самых разнообразных областях научного знання, выделение литературной критики как самостоятельного жанра. Дальнейший шаг вперед в развптпи литературной крнтпки в России, приблизивший ее к задачам общественной жизни, представляет деятельность Н. И. Надеждина (1804—56). Литература 30-х гг. 19 в. отражала постепенный переход от романтизма к критическому реализму. Великие писатели-реалисты прошлого, глубоко изучавшие окружавшую их действительность, не могли не сознавать обоснованности протеста масс против эксплоатации, не могли не отражать правдиво этот протест в своем творчестве. Поэтому

Иллюстрация А. Агнна к поэме Гоголя «Мертвые души» (Чичиков у Собакевпча).

реализм замечательнейших писателей Р. л. был реализмом критическим. Р. л. 19 века да-, ла блестящую плеяду реалистов — Пушкина, Лермонтова', Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Островского, Чехова и др., утвердивших Р. л. как народную, национальную литературу, органически * связанную с борьбой народа, и создавших ей мировую славу и первенствующее положение среди других европейских литератур.

Н. В. Гоголь (1809—52), гениальный писатель, отобразивший мрачную общественную действительность николаевской России, исходил из лучших традиций пушкинского реализма. Начав как романтик, как певец украинского народа, ярко отразивший борьбу украинского народа с его угнетателями («ТарасБульба*),глубоко воспринявший идею народности и пропитавший свои произведения фольклором («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), Гоголь через повести с острой социальной тематикой переходит к критич. реализму своих комедий («Ревизор», «Женитьба») и поэмы «Мертвые






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.