277    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    278

душп*. В гениальных образах Гоголь вскрыл ничтожество, паразитизм социальной верхушки Российской империи, всю затхлость и гниль общественных устоев крепостнического гос-ва. Гоголь нарисовал галлерею художественных образов, типическое значение которых сохранится еще надолго: Чичиков, Манилов, Со-бакевич, Ноздрев, Коробочка, Тяпкин-Ляп-

кин, Сквозник-Дмухановский и т. д.—образы широчайшего обобщения. Объективно творчество Гоголя (правдивая критика гнусной крепо-стническойдей-ствительности, беспощадное обличение общественных порядков) звало к революционному низвержению Самодер-


Пллкстраипя А. Агпна к поэме    Не СЛѴ-

Гоголя «Мертвые души» (Плюшкин). ЧаЙНО революционно - демократические критики—Белинский, Чернышев-скип и Добролюбов—увидели в творчестве Гоголя знамя новой Р. л., крптич. направления в ней. Они опирались на произведения Гоголя в своей революционной пропаганде уничтожения крепостничества. Произведения Гоголя выдвинули на первый план значение литературы как крупнейшего фактора общественной борьбы.

Под влиянием реализма Гоголя и горячей проповеди Белинского возникла т.н. натуральная школа, господствовавшая в Р. л. в 40-х и начале 50-х гг.


19 века, связанная с зарождением и широким развитием прогрессивного либерального движения. Повесть и роман становятся основными жанрами Р. л. Под понятием «натуральная школа» объединялась группа молодых писателей 40-х гг., исходивших в своем творчестве из реалистических принципов (Тургенев, Герцен,

Достоевский, Григорович, Гончаров,

Некрасов, Писемский, Авдеев и др.). Альманах писателей нату-

ті ’_____ у ральной школы, изданный

Несмотря на раЗЛН-    Некрасовым,

чиє социально-политических убеждений этих писателей и характера их творчества в дальнейшем, в 40-х годах их произведения имели нек-рые общие черты, отмеченные Белинским и Чернышевским. Общность эта была вызвана отрицательным отношением этих писателей к крепостничеству, к «гнусной рассейской действительности». Революции 1848 на Западе вызвали усиление реакции в России. Царское пр-во, боясь революционного движения, душило всякое проявление живой общественной мысли, установило жесточайшие цензурные гонения против лит-ры и науки, систематически преследовало писателей (Салтыкова, Достоевского, Тургенева, Плещеева, Некрасова и др.). Писатели натуральной школы проявляли особый интерес к социальным проблемам, к народному быту, к забитым и бесправным обитателям столичных трущоб; их отличало критическое отношение к действительности, они боролись со стремлением реакционных романтиков приукрасить действительность. Когда резко стал вопрос о путях капиталистич. развития России, когда стала реальной возможность крестьянской революции, натуральная школа распалась, и ее различные представители оказались во враждебных лагерях. Но написанные в 40-х гг. «Антон Горемыка» Григоровича, «Бедные люди» Достоевского, «Обыкновенная история* Гончарова, «Записки охотника*Тургенева, «Кто виноват?» Герцена, «Петербургские углы» Некрасова и др. родственны между собой глубоко критическим отношением к крепостническому строю. Произведения писателей натуральной школы противостояли не только реакционной тенденции в Р. л. (Греч, Булгарин и др.), но и реалистическим произведениям помещичьей литературы, проходившим мимо социальных противоречий действительности [напр. С. Т. Аксаков (1791 — 859)].

В 40-х гг. 19 в. общественная мысль и лит-ра в России быта представлены тремя основными направлениями. Большинство писателей натуральной школы, идеи к-рой теоретически обосновал Белинский, ориентировалось на более передовые в то время западно-европейские социальные направления и культуру. Огромную роль в пропаганде западнических просветительских идей сыграли кружок Станкевича, где душой быт Белинский, и кружок Герцена п Огарева. Органом западников с 1841 стал журнал «Отечественные записки*, идейно объединявший в то время крути передовой интеллигенции. Небольшая группа писателей, старавшаяся всячески оправдать и идеализировать николаевскую монархию, представляла направление «официальной народности *(Шевырев, Погодин и др.). Представители этого направления— Греч, Булгарин — играли роль полицейской агентуры в лит-ре. Они «прославились» своей грязной травлей Пушкина и Гоголя. Третье направление в общественной мысли и литературе 40-х гт. — славянофильство — отличалось от программы «официальной народности» тем, что оно критиковало многие стороны николаевской действительности. Славянофилы были противниками крепостного права. Они подверглись гонению, как и западники, со стороны правительства Николая I.

Славянофилы на первый план выдвинули утверждение национальной исключительности и особой историч. рати России. Для них характерен культ старины, патриархальщины, культ твердой самодержавной власти и религии. Реформы Петра I, старавшегося приобщить Россию к европейской жизни, славянофилы считали огромной ошибкой. Социальным идеалом славянофилов быта допетровская патриархальная община. Славянофилы проявили осооыи интерес к народному творчеству,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.