287    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    288

художественная оригинальность, глубина и сила психологического анализа, изображение безрадостной, тяжелой жизни городских социальных низов, ужасов капиталистич. города, величайшая творческая страстность произведений Достоевского делают их значительнейшими явлениями мировой лит-ры.

С небывалой глубиной Достоевский показал распад буржуазного сознания, падение человека, обобщенное в понятии «карамазовщина». Особняком стоит роман «Бесы»—тенденциозный антиреволюциоиный пасквиль, лишенный художественных достоинств других произведений Достоевского. В произведениях Достоевского нашли свое яркое выражение христианско-славянофильские убеждения писателя. Взгляды Достоевского поддерживали литературные критики и публицисты Н. Н. Страхов (Косица) и А. Григорьев.

В отличие от Достоевского творчество гениальнейшего русского писателя, получившего мировую славу, Л. Н. Толстого (1828—910) отличается всесторонностью художественного отражения действительности: тонкость психо-логич. анализа в сочинениях Толстого сочетается с высочайшей простотой и ясностью повествования, правдивостью изображения исто-рич. событий, быта и яркостью картин природа!. Толстой дал незабываемые картины из жизни русского общества при крепостном праве и при капиталистич. строе. В конце своей жизни Толстой со всей силой своего громадного таланта обрушился на произвол парских чиновников, помещиков и капиталистов, зашишая интересы крестьянства. Каждое художественное произведение Толстого представляет собой ценнейший вклад в сокровищницу мировой лит-ры (национально-историческая эпопея «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.). Гениальный анализ творчества и мировоззрения Толстого дал Ленин в статьях «Лев Толстой, как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой» и др. Ленин пишет: «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России* (Соч., т. XII, стр. 333). Ленин высоко ценил Толстого как великого писателя. Произведения Толстого, писал он, «всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни» (Соч., т. ХГѴ, стр. 400). Творчество Толстого, Тургенева и др. принесло мировую славу русской литературе, которая занимает исключительное, первое место среди других европейских литератур.

В 70-х гг. в России получают распространение идеи народничества. Теоретич. обоснование народничества в лит-ре и политике дали П. Л. Лавров (1823—900) и Н. К. Михайловский (1842—904). Народники объявили себя идейными наследниками Чернышевского и Добролюбова. На самом деле их литературные воззрения имели очень мало общего с революционным демократизмом. Вместо идеи крестьянской революции они пропагандировали славянофильское учение о самобытности историч. развития России, провозгласили крестьянскую общину основой социалистич. развития страны. Революционная борьба за интересы крестьянства сочеталась с реакционно-утопическими взглядами. Народники рассматривали развитие капитализма как регресс, упадок. Последовательный материализм Чернышевского они заменили идеалистич. субъективизмом. Место революционного народа заняла «критически мыслящая личность*. Впоследствии многие народники перешли на позиции бурж. либерализма. Из писателей народничества наиболее известны: Н. Н. Златовѵатский (1845—911), Н. И. Наумов (1838 — 901), П. В. Засодим-ский (1843—912), Ф. Д. Нефедов (1838—902), Н. Е. Петропавловский-іГаротшн (1857 — 92), П. Якуботч (1860—911), Эртель (1855—908). Писателями - народниками культивировались

Иллюстрация М. Врубеля к роману Толстого «Анна Каренина*.

жанры демократической литературы 60-х тт. Центральное место занимает «народ - страдалец» в произведениях писателя революционной демократии Г. И. Успенского (1843 — 902). В очерках Г. Успенского нашли свое правдивое и блестящее отражение рост кулачества, разорение крестьянства, развитие капиталистич. отношений в городе и деревне («Нравы Растеряевой улицы», «Книжка чеков», «Больная совесть», «Петькина карьера» и др.). Чуткий художник, Успенский создал незабываемые картины народной жизни. Проникнутые последовательным гуманизмом, произведения Успенского продолжают традиции русского классического реализма. Крупная роль принадлежит Успенскому как создателю нового жанра революционно-демократич. лит-ры—художественной публицистики.

Типичный образ интеллигента в разладе с действительностью воплотил в своем творчестве В. М. Гаршин (1855—88). Творчество Гаршина проникнуто протестом против капитализма и капиталистич. отношений, однако идеи гуманизма кажутся писателю неосуществимыми. Грубые силы царской реакции, подавляющие всякое стремление к свету, свободе, трагическая обреченность всякого героического порыва—таково основное содержание произведений Гаршина («Attalea princeps» и «Красный цветок»). Близки к Гаршину по социальному содержанию и общей направленности своего творчества поэты С. Я. Надсон (1862—87) и С. Г. Фруг (1860—916). Поа большим влиянием




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.