2S9    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    290

Г. Успенского творил крупный писатель конца 19 века В. Г. Короленко (1853—921), посвятивший свою жизнь и литературную деятельность служению идеалам гуманизма.

Период в истории России с начала 80-х и до конца 90-х гг. характеризуется жесточайшей общественной реакцией. Революционно-демократическое движение было сломлено; марксистская мысль только начала развиваться. В лице Салтыкова-Щедрина ушел из жизни последний крупный писатель революционной крестьянской демократии. Незадолго перед его смертью цензурой были запрещены «Отечественные записки*, лучший из русских журналов 2-й половины 19 века, ставший после «Современника»органом пропаганды революционно-демократич . идей. Литературно-художественная продукция либеральных журналов— «Вестник Европы», «Русская мысль», «Неделя»—значительной роли в литературном развитии не сыграла. Одним из ярчайших проявлений победоносцевской реакции в лит-ре была приспособленческая газета А. С. Суворина «Новое время». Оказать какое-либо сопротивление полицейскому режиму Победоносцева либералы и либеральные народники не могли; отсюда возникает стремление бурж. литераторов приспособиться к реакционному режиму. Модной становится направленная против революции проповедь «малых дел»(«Неделя»Гай-дебурова).

Гражданские мотивы и дух революц. борьбы изгоняются из лит-ры буржуазно-дворянскими критиками, писателями. Большое распространение получают различные теории «искусства для искусства». Первыми декларировали принципы «чистого искусства» в 80-х гг. поэты Н.Минский (Н. М. Виленский) и И. Ясинский. Сторонники «чистой* поэзии в конце 19 века— К. Случевский (1837—904), А. Апухтин (1840— 1893), К. Фофанов (1862 — 911), А. Голенищев-Кутузов, С. Андреевский,—несмотря на известную талантливость, ничего качественно нового в Р. л. не внесли. Эстетствующее поэтическое направление конпа 19 и нач. 20 вв. выродилось в эпигонское течение, не представляющее живого художественного интереса. В связи с развитием русского империализма в Р. л. усиливаются реакционные, откровенно буржуазные тенденции. Независимо от оттенков, бурж. литераторы занимаются развенчиванием революционных традиций Чернышевского и Добролюбова (Н. Энгельгардт, П. Ци-тович, А. Суворин, В. Розанов). Кадетская интеллигенция выдвигает в критике религиозного мистика М. Гершензона; рядом с эпигонами народнической критики (А. Скабичевский, М. Протопопов) в лит-ре выступают реакционный эстет-импрессионист Ю- Айхенвальд. мистики-идеалисты Вл. Соловьев, Л.Шестов. Получают распространение идеи декадентства и символизма (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Д. Философов). На литературном поприше большое место занимают поэты-символисты; Вячеслав Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый.

Группа демократич. писателей в 80—90-х гт. пыталась продолжать традиции критического реализма революпионно-демократич. литературы. Для произведений этих литераторов характерно противопоставление тяжелой дата народа беспечному' существованию угнетателей.

А. Шеллер (Михайлов) (1838—900)—автор популярного в свое время романа «Лес рубят— щепки летят»—концентрирует свое внимание на моральном несовершенстве общества, построенного на угнетении. И. В. Федоров (Ому-левский) (1836—83) одним из первых в Р. л. показал рабочий люд. Прекрасные зарисовки из морского быта сделаны К. М. Станюковичем (1844—903). Протестом против ренегатских настроений, появлявшихся у многих представителей ранней радикальной интеллигенции, проникнуто известное произведение И. Ф. Кущев-ского (1847—76) «Николай Негорев». Однако добросовестность и детальность художественной обрисовки явлений российской действительности в произведениях этих писателей не сочетаются с широтой типического обобщения созданных ими образов. В творчестве Шеллера-Михайлова, Федорова традиции критического реализма снижены до натуралистического изображения. Выделяется в это время крупное дарование Д. Н. Мамина-Сибнряка (1852—912). Под сильным воздействием Э. Золя написаны известные его романы, посвященные изображению российского хищнического капитализма на Урале («Золото», «Хлеб», «Приваловские миллионы» и др.).

Произведения этой группы писателей обладают многими несомненными художественными достоинствами. Рядом с ними к концу 19 века разливается волна натуралистической литературы, отошедшей от высоких традиций классического реализма. Идейное обнищание русской интеллигенции приводит к плоскому бытописательству, бескрылому натурализму (П. Боборыкин, И. Ясинский, И. Потапенко, А. Луговой, Е. Ардов). Большинство писателей-натура-листов занимается пропагандой идей политич. пассивности, призывает к покорности перед существующим социальным порядком. На этом фоне идейно-художественного упадка расцветает блестящее творчество А. П. Чехова (I860—

1904). В своих юмористических новеллах он «умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически порочные шутки* (Горький). Особой заслугой Чехова является то, что форму малого рассказа он поднял на исключительную высоту. С исключительной силой Чехов изобразил' быт дореволюционной России, широко охватывая русскую действительность, отразив важнейшие социальные сдвиги в стране. Пьесы Чехова(«Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и др.), неразрывно связанные с историей Московского художественного театра, составили эпоху в истории русского театра. Последний из великих реалистов 19 в. Чехов — беспощадный обличитель пошлости и мещанства. Направляя острие своей критики против всяческих феодальных пережитков, полицейско-бюрократического режима, обывательского болота, Чехов создал галлерею неувядающих типических образов. Его прекрасный язык значительно обогатил Р. л. К чеховским образам неоднократно обращался в своих выступлениях Ленин, использует их и Сталин.

Великие русские писатели выразили в своем творчестве передовые освободительные идеи своей эпохи. Ленин писал: «Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала—дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки оіці от на-, рода. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кон-


U. С. Э. т. IX.

10




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.