291    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    292

чая героями „Народной Воли"... „Молодые штурманы будущей бури“ — звал их Герцен. Но это не была еше сама буря. Буря, это—движение самих масс» (Ленин, Сочинения, т. XV, стр. 468). Все развитие русской литературы, в основном все литературное движение 19 века шло под идейным влиянием этой передовой революционной мысли. Идеи дворянской революции и идеи революционных демократов были центральными и определяющими идеями в истории русской литературы 19 века.

Иллюстрация Кукрыниксов и роману Горького «ЗЬ’изнь Илима Самгина*.

В конпе 80-х и в 90-х гг.«идейно определилось направление русского марксизма (группа: „Освобождение Труда",1883 г.)и началось непрерывное рабочее движение в связи с социал-демократией (петербургские стачки 1895—96 годов)» (Ленин, Соч., т. XVII, стр. 342). Большую роль в борьбе с народничеством и в пропаганде марксизма сыграл Г. В. Плеханов. «Литературные произведения Плеханова, его борьба с народниками основательно подорвали влияние народников среди революционной интеллигенции» [«История ВКП(б)». Краткий курс, 1938, стр. 16). Являясь выдающимся литературным критиком, Плеханов в ряде своих работ раннего периода обосновал материалистическое понимание литературы и искусства, рассматривая их как идеологическую форму классовой борьбы («Искусство и общественная жизнь» и др.). Критические работы Плеханова поднимали важнейшие проблемы общественной жизни; Плеханов с огромным темпераментом боролся за высоко идейное искусство, за реализм, разоблачая реакционные идеи народников и проповедников индивидуализма и мистики.

В конце 19 и нач. 20 вв. в России крепнет революционное движение пролетариата. Под руководством Ленина и Сталина возникает и закаляется в борьбе большевистская партия. В авангарде литературного движения становится марксистская критика.    в. Щербчка.

Р. л. от начала 20 в. до Великой Октябрьской социалистической революции. Развитие Р. л. в эпоху империализма характеризуется двумя основными направлениями. Буржуазно-дворянская литература в это время вступает в резкое противоречие с нарастающим революционным движением; в ней, как и во всем бурж. искусстве эпохи империализма, происходит распад художественного реализма и формирование антидемократических и антиреалистических течений. В то же время, вместе с общественным революционным подъемом и усилением рати пратетариата в политической борьбе против царизма, возникает и развивается революционная пролетарская литература. С пролетарским движением тесно связана литературная деятельность великого пролетарского писателя М. Горького, открывшая новую эпоху в развитии Р. л. В творчестве М. Горького продотжа-ются лучшие традиции классической Р. л.; им создаются в эти годы первые произведения социалистич. литературы. М. Горький—основоположник русской социалистической художественной литературы.

В начале 20 века Р. л. развивается в условиях надвигающейся революции 1905, в обстановке общественного подъема. В годы 1900 — 1907 М. Горьким создаются произведения: «Песня о буревестнике» (1901), «Песня о соколе», пьесы «На дне», «Враги» и др., знаменитая повесть «Мать». Эти произведения, с исключительной художественной силой изображающие революционные устремления п борьбу пролетариата, ставят протетарскую литературу на уровень классической русской и мировой литературы.

Как протетарский писатель выступает в эти годы А. Серафимович со своими рассказами

о ревотюции 1905, из рабочего быта и романом «Город в степи» (1910).

Под влиянием надвигающейся революции творчество рабочих поэтов—Ф. Шкулева, Е. Тарасова и др.—проникается мотивами революционной борьбы и потитическими идеями пролетариата. Вместе с ростом общественного движения усиливаются оппозиционные, радикальные настроения мелкобуржуазной писательской интеллигенции, находящие свое отражение и в их произведениях. Творчество этих писателей (В. Вересаев, А. Куприн, Скиталец и др.), объединившихся вокруг издательства «Знание», во главе которого стоял М. Горький, имело большое положительное, прогрессивное значение. К реалистическому, демократическому направлению Р. л. примыкали писатели СІ Подъячев, А. Неверов, И. Вольнов и др., правдиво изображавшие нищету и бесправие дореволюционной деревни.

В условиях приближения революции 1905 обостряется реакционная сущность различных декадентских литературных направлений. Преобладающее положение Среди этих направлений занимал в эти годы символизм. Часть символистов, наиболее реакционно настроенная (Д. Мережковский, Вячеслав Иванов, Вл. Соловьев и др.), вела открытую борьбу про




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.