297    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА    298

ата. В стихотворениях «Ода революции», «Левый марга», «Мы идем» и др., в замечательной поэме «150.000.000* (1920—21) Маяковский восторженно воспевает победное шествие революции. Поэтические произведения Маяковского, его агитплакаты «окна сатиры» Роста (1919—21), сатирич. пьеса «Мистерия Буфф» (1918) сыграли огромную агитационную "роль и имели большое значение для последующего развития советской поэзии.

Быстрый, интенсивный рост и развитие русской советской литературы происходят по окончании гражданской войны. В эти годы создаются новые литературные кадры; ожнвляет-ся издательская деятельность; возникает пелый ряд литературно-художественных и критических журналов: «Молодая гвардия*, «Красная новь*, «Новый мир», «Звезда», «Печать и революция», альманахи н сборники различных групп писателей.

Лучшие произведения этих лет посвящены изображению героических событии гражданской войны. Самым значительным достижением Р. с. л. в эти годы является создание высокохудожественной реалистической прозы. Писатели Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев создали в это время лучшие произведения Р. с. л. о гражданской войне—повести «Чапаев»

(1923),    «Железный поток* (1924) и «Разгром» (1927). В этих произведениях, являющихся образцами социалистической лит-ры, героическая борьба пролетариата и возглавляемых им трудящихся крестьянских масс получила глубоко правдивое и художественно-яркое изображение. В них дано первое конкретное разрешение важнейших творческих задач Р. с. л.—создания реалистического, правдивого образа большевика, идейного руководителя и организатора партизанского движения, и др. Характерной чертой многих прозаических произведений о гражданской войне, созданных в эти годы,—«Партизаны* (1921), «Бронепоезд >6 14-69* (1922) Вс. Иванова, «Барсуки*(1925) Л. Леонова, «Падение Дайра*(1921) А. Малышкина, «Ветер»

(1924)    и «Сорок первый* Б. Лавренева и мн. др.,— является революционно-романтическое изображение людей и событий героической эпохи, приподнятость и цветистость языка, «орнамен-тальностъ* стиля. Под знаком революп. романтизма развивается в эти годы творчество многих поэтов. Революционно-романтической направленностью отмечена лирика Н. Асеева, поэзия Н. Тихонова (поэма «Лицом к лицу*, «Красные на Араксе*, «Дорога», кн. стихов «Орда») и замечательная поэма Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (1926). Мотивы революционного романтизма имеются также в лучших произведениях Б. Пастернака этих лет—поэмы «1905»(1927) и «Лейтенант Шмндт»(1927). В эти годы развертывается крайне противоречивое по своему содержанию творчество талантливого поэта С. Есенина (ум. в 1925), поэзия к-рого отличалась глубокой лиричностью, любовью к русской природе^ Обращение в эта годы лучших писателей к революционной тематике п стремление их передать пафос и героику революционной борьбы масс знаменовали существенные изменения в мировоззрении писательской интеллигенции, выражали ее стремление связать свое творчество с революционной действительностью. Другой основной темой творчества этих советских писателей в данный период являлась тема судьбы интеллигента в революции, его места в ней. Наиболее ярко и полно эта тема освещена в романе К. Федина «Города и годы» (1922—24), романе «Хождение по мукам* А. Толстого и др. Своеобразно эта тема варьируется в повести «Зависть» (1927) Ю. Олегии. Появился ряд произведений, изображающих пореволюционную деревню и социальные сдвиги, вызванные в ней революцией. Одними из первых художественных произведений о советской деревне были рассказы А. Неверова «Андрон Непутевый* (1923) и «Марья-болыпевичка* и повести Л. Сейфуллиной «Перегной» (1922) и «Виринея»(1924).

Существенным достижением русской советской литературы этого периода было также создание произведений, изображающих социалистическое строительство и рост новых людей и отношений. Крупными произведениями на эту тему являются роман Ф. Гладкова «Цемент»

(1925) и «Доменная печь» Н. Ляшко.

В Р. с. л. этого времени появляются также произведения, посвященные критическому и сатирическому изображению дореволюционной России и сохранившихся в советской действительности остатков отживающего старого мира. Сатирическому осмеянию остатков мещанства, обывательской пошлости и т. п., не изжитых в быту, посвящены талантливые произведения И. Ильфа и Е. Петрова—«Двенадцать стульев» и др., рассказы М. Зощенко—«Рассказы господина Синебрюхова», «О чем пел соловей* и др.

Широкого развития достигает советская поэзия. Главной ее темой становится мир новых чувств, понятий и переживаний советских людей. Это реалистическое содержание характерно для молодых выступивших в эти годы поэтов—А. Безыменского («Комсомолия* и др.), М. Светлова («Гренада» и другие стихотворения), А. Жарова («Гармонь»), И. Уткина («Повесть о рыжем Мотеле») и др.

С особенной яркостью идейный и художественный рост советской поэзии выразился в творчестве В. Маяковского, которого Сталин назвал «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи* (см. газ. «Правда», 1935, 17/ХІІ, >е 346). За годы 1921—30 Маяковский написал много замечательных произведений лирического, политического и сатирического жанра: «Юбилейное* (1924), «Про это* (1923), замечательную поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924), в которой Маяковский создал незабываемый поэтический образ великого вождя революции. Сатирическое стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся* (1922) получило одобрительную оценку Ленина. К лучшим произведениям Маяковского этих лет относятся также стихотворения «Товаришу Нетте* (1925), «Разговор с фининспектором о поэзии» и поэма «Хорошо» (1927). Пафос торжества социализма, энтузиазм бойца, поэта-патриота, активного участника социалистической перестройки действительности, гнев и ненависть ко всему враждебному, мешающему росту социализма, наполняют творчество Маяковского этих лет. Его лирические переживания неразрывно связаны с чувствами советского гражданина, выражают горячую любовь к родине («Стихи о советском паспорте»). Идейная направленность творчества Маяковского с потрясающей силой выражена во вступлении к поэме «Во весь голос» (1930), представляющей последнее крупное произведение поэта (ум. в 1930). Маяковский оказал огромное влияние на советскую поэзию и нашел многих последователей и читателей за рубежом.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.