305    РУССКАЯ ЛИТЕР АТУРА

революционизирующее влияние на передовую литературу Запада и Востока. Путь развития Советской страны к коммунизму, начертанный XVIII съездом партии Ленина—Сталина, определяет дальнейшее развитие русской советской литературы, как и всего советского искусства и литературы, к искусству коммунистического Общества.    В. Дубровкіхк.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. Сб.. М.—Л., 1938; Ленпн о культуре и искусстве, М.—Л., 19 38; Ленин В. И. иГорький М., О Льве Толстом, Сталинград, 1939; Плеханов Г., История русской общественной мысли. Соч., т. XXII—XXIV, М.— Л., 1925—2 7; е г о ж е, В. Г. Белинский, сб. статей, М.—П., 1923; его же, Н. Г. Чернышевский, СПБ, 1910; Белинский В., Полное собрание сочинений в 12 томах, под ред. и с примеч. С. Венгерова, т. I—XII, М.—Л., 1900—26; Герцен А., Полное собрание сочинений и писем, под ред. М. Лемке, т. XXII, 1868— 1870 гг., Л. — М., 1925; Добролюбов Н., Полное собрание сочинений в 6 томах, под общей редакцией П. Лебедева-Полянского, т. I—IV, [М.—Л.], 1 934 — 37; Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, т. I—X, СПБ, 1905—06; П н с а рев Д., Избранные сочинения в 2 томах, общ. ред. и вступ, ст. В. Кирпо-тина, М., 1935; Боровский В., Литературные очерки, М., 1923; Луначарский А., Классики русской литературы (Избранные статьи), М., 1937; его же, Критика и критики, сб. статей, М., 1938; Пы-п и н А., История русской литературы, т. I—IV, 4 изд., СПБ, 1911—13; Венгеров С., Очерки по истории русской литературы, 2 изд., СПБ, 1907; История русской ^литературы, под ред. Е. Аничкова, А. Бороздина н Д. Овсянико-Куликов?кого, т. I— II, М., 11908—15)); Евгеньев-Максимов В., «Современник* в 40—50 гг. От Белинского до Чернышевского. С прилож. статьи Д. Максимова «Современник» Пушкина (1836 — 1837), (Л., 1934); его же, «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Орлов А., Древняя рѵсская литература 11—16 вв., М.—Л., 1937; Сак ѵ лин П., Русская литература, ч. 1—2, (М.], 1923—29; Петухов Е., Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего ц нового периода. Древний период, а изд., П., 1916; Афанасьев А., Русские сатирические журналы 1769—1774 годов, 2 изд., Казань. (1921); Ровинский Д., Русские народные картинки, I—II, посмертный труд, напечатанный под наблюдением Н. Собко, СПБ, 1900; Гуковский Г., Очерки по истории русской литературы и общественной мысли 18 века, Л., 1 {‘За; Гудзий Н., История древней русской литературы, М., 1938; Ннрпотин В., Классики, М.,

1938; Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, М., 1939; Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе, М., 1937; Груздев П., Горький в его время, т. I, Л., 1938; Горький М., О литературе. Статьи и речи 1928—1936, 3 изд., М., 1637; его же, Литературно-критические статьи, М., 1937; его же. Ранняя революционная публицистика, М.. 1938; Жданов А., Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире. М., 1934; Гу р в ич А., В поисках героя. Лит.-критич. статьи, М.—Л., 1938; Кирпотин В., Проза, драматургия и театр. Статьи, М., 1635; П е р ц о в В., Этюды о советской литературе, М.. 1937; СеребрянскиИ М., Литературные очерки, М., 1938;- Усиевич Е., Пути художественной правды. [Сов. лит-pa]. Критич. статьи, М., 11-39; Ермилов В., Мечта Горького. Основные идеи творчества, М., 1936; Юзовскни Ю-, Вопросы социалистической драматургии, М., 1934; его же, Спектакли и пьесы. М., 1935.

Детская литература. Литература для детей складывалась из произведений фольклора п классической литературы, переходящих в детское чтение, а также из произведений, написанных специально для детей. В фольклорных произведениях наметились специфические черты детской лит-ры: содержательность, героика, сочетание чудесного и реального, сюжетность, выразительность поэтического слова, художественная простота языка.

Первые книги, написанные специально для детей, были созданы во 2-а пол. 17 в. Это— «Мир в картинках* (1650—54) чешского педагога Амоса Коменского, книга, которая явилась родоначальницей детских энциклопедий; «Приключения Телемака, сына Улиссоваі (1689) франц. аббата Фенемна и сказки известного франц. писателя Шарля Перро (1697), в к-рых умело слиты культура народного творчества и культура классической франц. лит-ры. Книга Коменского и сказки Перро положили начало развитию реалистической художественной лит-ры для детей. В 1719 был написан роман Дефо «Робинзон Крузо», к-рый через несколько десятилетий также перешел в детское чтение. Этот роман был образцом книги для детей, воспитывающей активность,трудолюбие, мужественность, дающей серьезные знания и вместе с тем являющейся занимательным чтением. Переведенные в 18 веке на русский язык книги Коменского, Фенелона, Перро и Дефо сыграли большую роль и в развитии русской детской литературы.

В России специальные детские книги, так же как и на Западе, появились в 17 в. Народные сказки, песни, прибаутки были первой лит-рой для детей. Затем появились азбуковники, нравоучительные книги, потешные листы для детей. В 18 в. писал для детей Сумароков. С 1785 Н. Новиков начал издавать первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», продолжавший традицию деловой серьезной книги Амоса Коменского. В конце

18 и нач. 19 вв. появились переводные энциклопедии для детей. Помимо энциклопедии Коменского, издавались: энциклопедия «Свет зримый в лицах* (1773), «Детский музеум» (1815—29), «Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы, сочиненная Петром Бланшардом, для молодых людей обоего пола» (1814) и др.

На протяжении всей истории детской лит-ры шла непрерывная борьба за подлинно научную и художественную реалистическую детскую лит-ру, борьба против фальсификаторов, пи-сателей-ремесленников, против официальной педагогики и царской цензуры, изгонявших из детского чтения классическую литературу и насаждавших слащаво-сентиментальные, фальшивые произведения. Подобные произведения вызвали резкую критику Белинского, затем Добролюбова и Чернышевского, горячо боровшихся за высокое качество детской литературы и детского чтения.

В 30—40-х гг. 19 в. появились художественные, близкие к фольклору, сказки и детски» стихи Жуковского («Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке* и др.), прекрасные сказки Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях*, «Сказка о рыбаке п рыбке*, «Сказка о попе и его работнике Балде») и сказка Ершова «Конек-горбунок». В эта годы исключительную роль в детской лит-ре играл Белинский. Он вел жесточайшую борьбу с псевдолитературой для детей, всячески пропагандировал народные сказки, произведения классиков и стремился поднять уровень детской лит-ры до подлинной художественности. Под его влиянием в чтение рус. детей вошли романы Фенимора Купера, Гюго, Вальтера Скотта. Эти романы рисуют образы ярких, мужественных людей, правдивые картины быта и общественных отношений; в то же время они представляют собой и занимательное чтение. В конце 40-х гг. (1847—19), при деятельном участии Белинского, П. Редкиным издавался журнал «Новая детская библиотека для чтения», сыгравший большую роль в борьбе за реалистнч. детскую лит-рѵ. Журнал печатал исторические и этнографические очерки, пере-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.