309    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА—РУССКАЯ МУЗЫКА    310

(«Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем ■быть», «Прочти и катай в Париж и Китай», «Возьмем винтовки новые»). С 1924—25 работают прозаики Житков, Ильин, Гайдар, Перовская, Бианки, Пантелеев и др. Они создают беллетристический рассказ, научно-художественную книгу и книгу о самоделках; пишут

Иллюстрация В. Конашевнча к «Мухе-Цокотухе» Чуковского.

рассказы на темы из прошлого, из жизнп п борь-■бы рабочего класса с капитализмом и царизмом, нз гражданской войны, на темы о строительстве новой жизнп. Создаются исторические повести для детей (С. Злобин—«Салават Юлаев», К. Паустовский — «Судьба Шарля Лонсевил-ля», Е. Данько—«Китайский секрет» и др.), повести о гражіанской войне (А. Гайдар— «Школа» Л. Пантелеев—«Пакет» и т. д.). повести и очерки о социалистическом строительстве (К. Паустовский—«Кара-Бугаз*,Р.Фраерман— «Вторая весна», «Никичен», «Васька Гиляк», А.Кожевников—«Тансык», М. Ильин —«Рассказ

о великом плане», «Горы и люди», «Сегодня и вчера»), повести о детстве (М. Горький, В. Катаев, Л. Кассиль, Н. Огнев, Р. Фраерман и др.).

Все лучшее из мировой классической лит-ры, все лучшее, написанное сов. писателями, стало достоянием советских детей. Появляются книги-биографии вождей («Повесть о С. М. Кирове*

Иллюстрация К. Ротова л «Мойдодыру» Чуковского.

Б. Ивантера, Б. Житкова, Б. Шатилова, А. Некрасова, «Валерьян Куйбышев» Е. Куйбыше-вой, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, «Рассказы о Ленине* М. Зощенко). Для детей младшего возраста изданы сказки Пушкина, Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа, японские сказки, русские народные сказки. Для них издается целая серия рассказов классиков («Книга за книгой* — для младшего возраста, ♦Маленькая библиотека»—для дошкольников). Кроме Маршака и Чуковского, для них активно работают молодые писатели н поэты (С. Михалков, 3. Александрова, Е. Благинина, Л. Успенский и др.). Большое распространение получает также и научно-художественная лит-ра. Широко развивается детская лит-ра братских народов: в УССР—А. Головко, П. Панч, П. Тычина, М. Рыльский, О. Иваненко, Л. Квитко, Н. Забила, А. Копыленко и др.; в БССР — Я. Купала, Якуб Колас, М. Лыньков, Яки-мович, 3. Бядуля и др.; в Грузинской ССР— Мосашвили и др. Советскую детскую литературу создают все народы СССР.

Впервые в истории литература для детей создается огромнейшим коллективом, в который входят известные политические деятели, герои Советского союза (Чкалов, Ляпидевский, Байдуков, Водопьянов, Папанин, Федоров и др.), писатели с мировыми именами (Горький, А. Толстой), советские мастера художественного слова (В. Катаев, А. Фадеев, Вс. Иванов), изобретатели, стахановцы (Стаханов, Демченко), академики (Лысенко), виднейшие люди самых различных профессий. Развитие детской литературы стало одним из важнейших дел в Советской стране, которому партія и правительство уделяют большое внимание. Многие детские писатели за выдающиеся успехи и достижения в развитии художественной советской литературы награждены орденами Союза.

РУССКАЯ МУЗЫКА. Своими корнями Р. м. уходит в древнейшее народно-песенное творчество славянских племен. Фольклор русского народа отличается исключительным музыкальным богатством и разнообразием жанров. К числу древнейших песенных жанров относятся былины и исторические песни—национальный эпос, воспевающий героические образы из народной жизни и славное прошлое русского народа. Очень древнего происхождения также обрядовые песни, сохранившиеся до последнего времени, но в основном уже утратившие свою первоначальную связь с обрядом. Ряд песен, записанных в более позднее время, носит еще следы языческого культа. Таков, напр., целый раздел песен, связанных с культом умерших предков (т. н. русальи песни). Огромную художественную ценность представляют русские протяжные лирические песни, обладающие большой выразительной силой и эмоциональной глубиной. Замечательны также хороводные, плясовые, шуточные и другие виды песен. Многие песни тесно связаны своим происхождением с трудовыми процессами (например ряд известных бурлацких песен). Песни создавались в различной социальной среде (крестьянские, солдатские, рабочие, мещанские, тюремные и т. п.).

Профессиональная муз. культура в России насчитывает много веков своего существования. Вместе с принятием христианства (10 в.) Киевской Русью были восприняты и элементы византийской муз. культуры, в частности нотная письменность, выработавшаяся в Византии и представлявшая род невм (особые нотные знаки). Русское церковное пение до конца 17 в. развивалось на византийской основе. С течением времени в него просачивались народные влияния. Но при крайней косности церковных традиций этот процесс совершался очень медленно и туго. По отношению к народной музыке церковь всегда занимала резко враждебную позицию. Народные песни преследовались ею как порождение язычества. Еще более жестокому гонению подвергалась инструментальная музыка. Тем не менее песни и игра на ин-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.