311    РУССКАЯ МУЗЫКА    312

струментах оставались излюбленными развлечениями не только в крестьянском быту, но и при княжеских дворах. Носителями светской муз. культуры вплоть до 17 века являлись скоморохи, подобно зап.-европ. бродячим музыкантам (жонглерам, шпильманам пт. д.). Из муз. инструментов наиболее употребительными у скоморохов были: гусли, домра, гудок (род примитивной скрипки), сопель (дудка), сурна (подобие свирели), бубен. Балалайка—один из излюбленных в настоящее время русских народных инструментов — получила распространение позднее (в 18 в.).

Во 2-й пол. 17 в. под влиянием зап.-европ. искусства возникает многоголосное церковное пение, в к-ром зап. формы соединяются с мелодическими и ритмическими чертами русской народной песни. Особенно яркое выражение этот стиль получил в т. н. кантах и псальмах. В конце 17 в. были сделаны попытки перенесения с Запада светских музыкально-сценических форм. В 1673 в Москве был поставлен балет на мифологический сюжет «Орфей и Эвридика*. Музыка занимала большое место и в драматических пьесах, ставившихся при дворе царя Алексея Михайловича.

13 18 веке значительно усилилось влияние западно-европейской музыкальной культуры. Начиная с 30-х гг. в России (в придворной опере) работают крупные итальянские композиторы (Арайя, Галуппи, Траэтга, Паизнел-ло, Сарти, Чимароза) и певцы-виртуозы. В то же время в быту дворянства и городских мещанских кругов широкое распространение получает песенный жанр. Уже в конце 17 в. наряду с духовными кантами создаются канты на светские тексты. В эпоху Петра I пишется множество торжественных кантов, связанных с государственными событиями, празднованиями военных побед и т. п. Название «кант* применяется и к песням бытового, лирического характера. Началом русского романса принято считать сборник, изданный Гр. Тепловым в 1759 под заглавием «Дело между бездельем или собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса*. Романсы Теплова написаны на любовно-сентиментальные стихотворные тексты Сумарокова и других русских поэтов этого же времени. Дальнейшее свое развитие стиль сентиментального салонного романса получает в творчестве Дубянского, Козловского и "др.

Последняя треть 18 в. характеризуется усилением интереса к народной музыке. Появляются первые печатные сборники народных песен («Собрание русских простых песен» В. Тру-товского, 4 ч., 1776—95; «Собрание народных русских песен» И. Прача, 1790). Появляется особый жанр стилизации образов и мелодических приемов народной песни в духе сентиментального саюнного романса. Типичным образцом этого жанра является песня «Стонет сизый голубочек» на стихотворный текст И. Дмитриева, разрабатывавшийся целым рядом композиторов.

Национальная струя проявляется в это время и в опере. Первая опера на русский текст была поставлена в 1755 («Цефал и Прокрис», либретто А. Сумарокова, музыка Ф. Арайи). М. Березовский (1745—77) и Д. Бортнянский (1751—825) были первыми русскими композиторами, сочинявшими оперы, хотя их произведения представляют еще сколок с итал. и отчасти франц. образцов. В 70-х гг. 18 века появляются оперы на русские бытовые сюжеты.

Авторами их были: Е. Фомпн (1761 — 800), Пашкевич, М. Матинскпй (ок. 1750—820). Наибольшей популярностью пользовалась опера-водевиль «Мельник, колдун, обманщик и сват» (либретто А. Аблесимова), поставленная в Москве в 1779. Музыка ее состояла из народных напевов, обработанных скрипачом Соколовским; в 90-х гг. эта опера была заново переработана Е. Фоминым. В один год с «Мельником» была поставлена в Петербурге бытовая опера на сюжет из купеческой жизни «Гостиный двор» — либретто и музыка Матинского. Из опер Пашкевича наиболее значительна «Фе-вей» (1786) на сюжет национально-сказочного характера.

Инструментальная музыка культивировалась гл. обр. оркестровыми капеллами, находившимися при дворе и в домах бар-аристократов. С 70-х гт. 18 в. широко распространяются крепостные оркестры в дворянских усадьбах. Из крепостных крестьян выходили иногда крупнейшие музыканты. Таким был, напр., замечательный скрипач Хандошкин (1740—804), достигший мировой славы.

Русская музыка нач. 19 в. характеризуется дальнейшим ростом и углублением национальных тенденций. В то же время расширяются ее связи с западно-европейским музыкальным искусством, проникают классические и романтические влияния.

Во главе муз. развития стояла опера. В 1803 в Петербурге была создана русская оперная труппа (раньше русские оперы исполнялись силами драматических актеров). Руководителем ее был итальянский капельмейстер Кавос, которому принадлежал и основной реперт'уар русской оперы в 1-й четверти века. Его опера «Иван Сусанин», поставленная в 1815, шла на сцене до середины 30-х гг. Более глубокие национальные корни имело оперное творчество Верстовского (1799—862), типичного выразителя русского романтизма 30-х гг. Популярнейшая его опера—«Аскольдова могила» (1835), на сюжет одноименного романа Загоскина.

Наряду с оперой значительную роль играл романс, имевший распространение главным образом в домашнем бытѵ. Большей частью романсы сочинялись в виде куплетной песни с простым фортепианным аккомпанементом. Многие из них прочно вошли в массовый музыкальный быт (например «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Варламова и др.). Из композиторов этой эпохи—-авторов романсов— большое значение имеют Варламов (1801—48), Гурилев (-1802—56) и особенно Алябьев (1787— 1851). Так было подготовлено появление Глинки (1804—57), первого гениального русского композитора мирового значения, создателя зрелой и самостоятельной национальной муз. школы в России. Широко овладев всеми достижениями современного ему западно-европейского музыкального искусства, Глинка сумел органически сочетать их с народной русской основой. Реализм и народность составляют основные предпосылки всего творчества Глинки. Величайшими его произведениями являются две больших оперы: «Иван Сусанин» (1836), на сюжет героико-исторического характера, и «Руслан и Людмила» (1842), по сказочной поэме Пушкина. Но ими не исчерпывается значение Глинки, свободно и мастерски владевшего разнообразными муз. жанрами. От Глинки ведет свое начало самостоятельный русский инструментализм. Глинке принадлежит ряд замечатель-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.