316

камерных инструментальных вешей, фортепианных пьес, романсов и др. произведений.

Блестяще расцветшая в 19 в. Р. м. заняла одно из первых мест в европ. муз. творчестве. Произведения великих русских композиторов-классиков явились ценнейшим вкладом в мировую муз. культуру. Они несли с собой прогрессивные реалистические тенденции. Со 2-й пол. 19 в. Р. м. не только завоевывает признание за рубежом, но и оказывает все более заметное влияние на творчество многих зап.-европ. композиторов.

Рост муз. культуры в России 2-й пол. 19 в. вызвал появление муз. публицистики и научнокритической мысли. До этого времени муз. критика имела более или менее случайный характер, нося на себе отпечаток дилетантизма (Сенковский, Боткин, Кукольник) или субъективной романтики (Одоевский). Создателем настоящей, научной русской муз. критики явился

А. Серов (1820—71), начавший свою деятельность в 50-е годы. Серов был также талантливым композитором, автором опер «Юдифь», «Рогнеда*, «Вражья сила*.    ,

Высокого расцвета достигает в этот же период русское музыкально-исполнительское искусство, выдвигающее ряд имен мирового значения. Крупнейшее место среди них занимает Антон Рубгінштейн (1829—94)—гениальный пианист, кроме того являвшийся видным композитором, автором ряда опер («Демон* и др.), симфоний, романсов и т. д. Почти равен ему быт как пианист его брат Николай Рубинштейн (1835—81), основатель Московской консерватории. Замечательна деятельность виолончелиста К. Давыдова (1838—89) и скрипача Л. Ауэра (1845— 1925), создавшего целую школу всемирно знаменитых виртуозов.

Такую же блестящую плеяду артистов выдвигает русская опера. Основателем национальной реалистической школы в русском оперном театре был гениальный бас О. А. Петров (1807—

1878), исполнитель главных ролей в операх Глинки и Даргомыжского. Одновременно с ним появляется на сцене замечательная певица-контральто А. Я. Воробьева-Петрова (1816— 1901). Традиции этих артистов во 2-Й половине

19 в. и позже продолжали Леонова, Платонова, Лавровская, Мельников, Ф. Стравинский, Шаляпин, Собинов, Нежданова и др. Главными очагами развития оперной культуры в России были Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве.

В русской музыке конца 19 в. выдвинулись два основных направления, развивавших в несколько академизированной форме традиции «Могучей кучки» и Чайковского. Первое из этих направлений представлял «беляевский кружок» в Петербурге (названный так по фамилии покровительствовавшего ему мецената и муз. издателя Беляева). К этому кружку принадлежали ученики Римского-Корсакова, виднейшими из к-рых были Глазунов (1865—-936), выдающийся симфонист (8 симфоний и ряд симфонич. поэм), и Лядов (1855—914), мастер изящной фортепианной и оркестровой миниатюры. Среди учеников и последователей Чайковского самым крупным и оригинальным композитором является Танеев (1856—915).

С 90-х гг. 19 в. в русской музыке развиваются модернистские течения, родственные литературному декадентству и символизму. Выразителем символических идей и настроений явился Скрябин (1872—915). В своем творчестве он исходил из мистической философской концепции, наиболее последовательно выраженной в его крупных симфонических произведениях— «Божественная поэма* (3-я симфония) и «Поэма экстаза*. Музыке Скрябина не чужды, однако, черты романтической взволнованности и эмоционального подъема, роднящие его с Шопеном, Листом, Вагнером, Чайковским. В начале 20 в. выступает И. Стравинский (р. 1881), в музыке к-рого яркая импрессионистическая красочность сочетается с жесткой конструктивностью. Для раннего его творчества характерна тяга к эстетству и стилизованной трактовке русских народных тем и образов (балеты «Жар-птица*, «Петрушка*, «Весна священная*). Видное место в муз. творчестве нач. 20 в. занимают Рахманинов (р. 1873) и Метнер (р. 1881), чуждавшиеся модернистских течений и стоявшие в обшем на эпигонских позициях. Творческая деятельность композиторов Ипполитова-Иванова, Гли-эра, Василенко, Гнеспна, Мясковского, Прокофьева, начавшаяся в первые десятилетия

20 века, а частично и в конце 19 века, достигла своего развития уже после победы Великой Октябрьской социалистической революции в Советском Союзе.

В 19 в. широкое развитие в России получает городской революционный фольклор, распространяющийся вместе с ростом революционного движения. Ряд песен сложился в среде декабристов. Много революционных песен было создано в эпоху народничества («Смело, друзья*, «По духу братья», «Замучен тяжелой неволей*, «Вы жертвою пали» и др.). В последние десятилетия 19 века и в начале 20 века появляются пролетарские песни («Смело, товарищи, в ногу*, «Красное знамя», «Варшавянка*, «Беснуйтесь, тираны», «Море в ярости стонало» и др.).

Значительное количество песен создавалось и на политич. каторге и в ссылке. Революционная песня играла огромную роль в борьбе рабочего класса за освобождение от ига самодержавия и капитализма. Она постоянно звучала на демонстрациях, сходках, служа мощным средством организации и воспитания масс.

Новая эпоха в развитии Р. м. открылась после победы Великой Октябрьской социалистической революции в СССР. Отражая все величие и богатство социалистической действительности, советская музыка является вместе с тем закономерным продолжением всех лу'чших сторон русской и мировой музыкальной культуры прошлого. Принципы реализма и народности, к-рыми руководствовались все великие русские композиторы, получают в советской музыке новое выражение. Творческим методом советской музыки является метод социалистического реализма. Высокий подъем творческой деятельности можно наблюдать в самой народной массе. Народное муз. творчество в РСФСР, как и в других советских республиках, переживает небывалый расцвет. Миллионы трудящихся приобщаются к величайшим ценностям классического музыкального искусства в кружках, ансамблях и коллективах самодеятельности. Большое развитие получили русские национальные музыкальные ансамбли—хоры русской народной песни (известнейший из них—русский народный хор имени Пятницкого), оркестры народных инструментов (домрово-балалаечные и др.) и т. п. Всемирную известность приобрел Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски под управлением народ-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.