317    .РУССКАЯ ЫЫСЛѢ    ■РУССКАЯ ПРАВДА    318"

ного артиста Союза ССР А. В. Александрова. Советская музыка выдвинула множество крупных, талантливых представителей, произведения которых завоевали себе известность как в СССР, так и за рубежом. Среди этих композиторов есть и старые сложившиеся мастера и музыканты молодого поколения, воспитавшегося уже полностью в послеоктябрьские годы. Жанры советского муз. творчества отличаются большим многообразием. Высокое художественное развитие получила в советской музыке массовая песня, над созданием к-рой работают крупнейшие композиторы. Наиболее популярные массовые песни созданы И. Дунаевским, Дм. Покрассом, А. В. Александровым и др. Большими достижениями обладает советская опера, в области которой нужно отметить произведения И. Дзержинского («Тихий Дон*и «Поднятая нелина»), Т. Хренникова («В бурю»), Д. Кабалевского («Мастер из Кламси») и др. Многие русские советские композиторы активно участвуют в строительстве музыкальной культуры братских социалистических республик и в особенности национальных музыкальных театров (Р. Глиэр, Е. Брусиловский, В. Власов, В. Фе-ре и др.).

В симфонической музыке особенно значительное место занимают Н. Мясковский (автор 19 симфоний), С. Прокофьев (написал ряд симфоний, симфонических сюит и т. д.), Д. Шостакович (написал 6 симфоний, пз которых выделяются 1-я и 5-я), Ю. Шапорин (симфония-кантата «На поле Куликовом») и др. Ряд видных советских композиторов РСФСР (С. Василенко, Б. Шехтер и др.) в своем симфоническом творчестве с успехом разрабатывает народную музыку различных национальностей, в т. ч. народов Средней Азии и Кавказа. В области камерной вокальной и инструментальной музыки сосредоточили свою деятельность

A.    Н. Александров, С. Фейнберг и отчасти М. Коваль, автор оратории «Емельян Пугачев». Мастерами хорового стиля являются А. В. Александров, А. Давиденко, А. Пашенко,М. Юдин. Видное место в советской музыке занимают также В. Щербачев, В. Белый, М. Штейнберг,

B.    Шебалин и ряд других. В области балетной музыки работают композиторы Б. Асафьев,

C.    Прокофьев, в области оперетты—И. Дунаевский, Б. Александров и др. На исключительно высоком уровне стопт советское исполнительское искусство. Целая плеяда первоклассных музыкантов-пнструменталпстов и мастеров пения создает ему блестящую мировую репутацию. См. СССР, Музыка. ’ Ю. Келдыш.

Лит.: ФиниеВвен Н.. Очерки по истории музыки в России с древнейшт времен до к. вда 18 в., т. I—П, М.—Л., 1928—29; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала 19 столетия, М.—Л., 1930; Ста-с о в В., -25 лет русского искѵсстза, Собр. соч., т. П, СПБ, 1894: его we, Искусство 19 века, там же, т. ГѴ, СПБ, 1906; История русской музыки в исследованиях и материала!, под ред. К. К у з н е п о в а. т. I, М., 192*; Музыкальная старина. Сборник статей и материалов для истории музыки в России, изд. Н. Фнндейзен, вып. 1—6, СПБ, 1903—11; Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под ред. А. Римского-Корсакова, сб. 1—3, Л.—М., 1922—25; Музыкальное наследство. Сборник материалов по истории музыкальной ігультуры в Россіги, под ред. М. Иванова-Борецкого, вып. 1, Москва, 1935; Серов А., Судьбы оперы в России, в его кн.: Критические статьи, т. IV (1864—71), СПБ, 1895; его ж о, Опера в России в русская о:;ера, там же; Ливанова Т., Очерки п материалы ао истории русской музыкальной культуры, выпуск 1, Москва. 1938.

«РУССКАЯ МЫСЛЬ»—ежемесячный научный, литературный и нолитич. журнал; орган лнбе-рально-народннческой интеллигенции и либерально-конституционной буржуазии, примыкавшей в начале 20 века к «Союзу освобождения», а позднее к кадетской партии. Осн. в Москве в 1880 В. Лавровым; выходил сперва под ред. славянофила С. Юрьева, а с 1885— под, ред. В. Гольцева. После революции 1905 «Р. м.» под ред. П. Струве стала органом кадетской партии, рьяно защищавшим империалистическую политику русской буржуазии. Ленин писал в 1908: «В журнале „Русская Мысль", который на самом деле должен бы называться „Черносотенная Мысль“, г.Струве уже проповедует идею „ВеликойРоссии", идею буржуазного' национализма, разносит „враждебность интеллигенции к государству",сражает в тысячу первый раз „российский революционизм", „марксизм", „отщепенство", „классовую борьбу"г „банальный радикализм"» (Ленин, Сочинения, т. XII, стр. 156). Струве таким образом полностью развернул свою контрреволюционную идеологию.

РУССКАЯ ПРАВДА—замечательный памятник древнерусского права, открытый В. Н. Татищевым в 1738, важнейший первоисточник для изучения социального строя Киевской Руси, княжеской власти, княжеского и боярского землевладения, угнетения смердов и т. д. В Р. п. отражены социальное расслоение Киевского государства, структура княжеского и боярского х-ва, положение различных социальных слоев русского общества 11—12 вв.— смердов, закупов, холопов. Р. п. дает множество сведений по истории социальных отношений; особенно важны статьн о ростовщичестве, торговле, разделе имущества между наследниками, о положении закупов и т. д. Русская: правда содержит постановления по гражданскому, уголовному праву и судопроизводству, княжеские распоряжения и судебные решения. Нек-рые статьи отражают влияние византийского права, пришедшего вместе с греческой церковью. Известно более 100 сппсков Русской правда. Различают три редакции Русской правды: 1) Пространную, 2) Краткую, 3) Сокращенную.

Пространная Р.п. дошла в наибольшем» количестве списков; древнейший из них (Синодальный) написан в Новгороде в конце 13 в., Троицкий и Пушкинский—во 2-й пол. 14 века. Позднейшие списки сохранились гл. обр. в церковно-юридических сборниках (Кормчих) и в летописях (Карамзинская группа)^ В большинстве списков пространная редакция носит название «суда* Ярослава Владимировича. Некоторые списки выделяют часть Правды как особый устав Владимира Всеволодовича (Мономаха), который некоторыми авторами ошибочно считается второй частью Правды. Пространная редакция Р. п. возникла не ранее 1125 (год смерти Владимира Мономаха) п не позднее начала 13 века. Пространная Р. п. была составлена на основании целого ряда источников, в т. ч. Краткой Р. п., устава

о закупах южно-русского происхождения и т. д. Пространная Р. п. является опытом гражданского законодательства Руси конца 12—начала 13 вв. Она разделена киноварными заголовками на части, объединяющие несколько статей, из которых обычно только первая соответствует заголовку.

Краткая редакция Р. п. дошла в двух списках (15 в.) новгородской летописи; оба списка написаны сплошным текстом, без деления на статьи. Краткая Р. п. делится на 2 части:




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.