335    ззв    РУС С КИП ТЕАТР

В годы реакции после 1905 возникает система условно-эстетического театра, применявшаяся в т. н.студии на Поварской в Москве(в

1905),в театре Комиссаржевской в Петербурге (в 1906—07) и позднее в Александринском театре. Эта система провозглашала отход от действительности, культ изощренной формы и низводила актера на второстепенное место в создании спектакля. По своим истокам н идейной направленности условный театр был близок к символизму в литературе и «Миру искусства» в живописи.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Р. т. в состоянии кризиса (идейный разброд, бессодержательность драматургии). Она внесла в жизнь театра коренной перелом, открывая перед ним невиданные перспективы творческого развития. Первый этап развития Р. т. в советскую эпоху характеризуется, с одной стороны, политикой бережного отношения советской власти к театральному искусству, стремлением сохранить культурное наследство прошлого, а с другой стороны, рождением ряда новых театральных коллективов и широким развертыванием самодеятельного массового театра. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции сказалось прежде всего в очищении репертуара, в возобновлении пьес классической драматургии, в дальнейшем—в постановке новых, советских пьес.

В период гражданской войны и в начале восстановительного периода в Москве возникает целый ряд новых театров: музыкальная студия -им. Немировича-Данченко при МХАТ (1919), оперная студия им. Станиславского при ГАБТ

• (1919; показала первые спектакли в 1921),Театр

Сцена из пьесы «Чапаев» (по Фурманову) в Театре МОСПС (Москва).


(первоначально студия) им. Вахтангова (1922), Театр революции (1922), Театр им. МГСПС

(1924); в Петрограде—Большой драматический и др. Развитие Р. т. в первые годы после Октября проходит в борьбе с попытками Пролеткульта создать «пролетарский театр» лабораторными методами. Эта практика Пролеткульта была резко осуждена В. И. Лениным в тезисах о Пролеткульте и в письме ЦК РКП(б)

о пролеткультах (1920).

Большое значение для формирования советской драматургии и театра, для создания аги-тапионно-политического репертуара имела пьеса Маяковского «Мистерия Бѵфф», написанная великим поэтом к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Широкий расцвет советской драматургии начинается лишь в года восстановительного периода. Определяющее значение в этом процессе имела резолюция ЦК РКП(б) 1925 «О политике партии в области художественной литературы*.

Первые постановки новых, советских пьес характеризуются идейным и художественным отображением эпохи гражданской войны («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова на сцене МХАТ в 1927, «Любовь Яровая» К. Тренева на сцене Малого театра, «Шторм» Биль-Белоцерков-ского в Театре МГСПС в 1926 и др.) и советской действительности («Воздушный пирог» Ромашова в Театре революции в 1925, «Виринея» Сей-фуллиной в Театре нм. Вахтангова в 1925 и др.).

Решающее значение для развития советского театра имела драматургия великого пролетарского писателя М. Горького. Постановки новых пьес Горького—«Егор Булычев и другие» и «Достигаев и другие»—в Театре им. Вахтангова и МХАТ и дореволюционных пьес—«Враги» (МХАТ, Малый театр), «Васеа Железнова» (Центральный театр Красной армии) и др.— явились образцом искусства социалистического реализма. Борьба за стиль социалистического реализма становится главным содержанием творческого развития театра.

Развиваясь под влиянием Горького, советская драматургия выдвигает новые драматургические кадры, в творчестве которых находит широкое отражение социалистическая действительность. Пьесы Вс.Вишневского.Н. Погодина, А. Корнейчука, К. - Тренева и других получают полноценное художественное воплощение на сцене лучших театров (МХАТ, Малый театр, Театр имени Вахтангова, Театр революции и др;).

Наследие мировой драматургии — западно-европейской и русской—в ее лучших образцах входит в репертуар советских театров. Особо следует отметить громадную и плодотворную работу советского театра по творческому освоению драматургии Шекспира и положительный опыт сценического разрешения драматургии А. С.Пушкина ПостановкипьесШекс-пира «Отелло»в Малом театре,«Ромео и Джульетта» в Театре революции, «Бориса Годунова» Пушкина в Ленинградскомакадемическомтеат-ре драмы им. Пушкина, инсценировки «Воскресенья» и «Анны Карениной» по Л. Толстому в МХАТ им. Горького, наряду с другими классическими спектаклями, являются выдающимися достижениями советского театра Огромным дос-

і тижением советского театра является создание




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.