355    РУССО    ж

мели разъяснить захватническую сущность этой войны и империалистич. политику царского пр-ва, расходившуюся с интересами народа. Большевики сумели разъяснить, что поражение русского самодержавия в этой войне выгодно трудящимся России. Ленин писал: «Дело русской свободы и борьбы русского (и всемирного) пролетариата за социализм очень сильно зависит от военных поражений самодержавия» (Соч., т. VII, стр. 49). Ведя энергичную агитацию в армии и флоте, сколачивая боевые рабочие отряды, неустанно борясь против меньшевиков, которые (в том числе и Троцкий) скатывались на позиции оборончества, т. ѳ. защиты «отечества» царя, помещиков и капиталистов, большевики подготовляли почву для вооруженного восстания. «Царь хотел войной задушить революцию. Он добился обратного. Русско-япон-ская война ускорила революцию» («История ВКП(б)». Краткий курс, 1938, стр. 54]. Царское правительство вынуждено было поспешить с заключением мира с Японией. К концу войны, в которую японская буржуазно-помещичья клика втянула страну, силы японского империализма также были подорваны, армия была истощена, страна была накануне финансового краха. Международная буржуазия, встревоженная крахом военной силы русского самодержавия, этого надежного оплота европейской реакции, помогла России заключить 5/IX 1905 мир с Японией (см. Портсмутский договор).

Лит.: Ленин В., Соч., 3 изд., т. VII (Самодержавие и пролетариат. Падение Порт-Артура, Европейский капитал н самодержавие, Разгром), т. XXVII (О новой экономической политике, стр. 58—60), т. XXX (Первое мая. Царский мир. Примечание к статье «Финансы России и революции»); История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), [М.], 1938, стр. 52—54; Левицкий Н., Русско-японская война 1904—1905 гг., 3 изд., М., 193» (см. рецензию на эту книгу в журн. «Большевик», 1939, Л» 2); Я р о с л а в с к и й Е м., Русско-японская война и отношение к ней большевиков, Москва 1939*

РУССО' (Rousseau), Жан Жак (1712—78)— знаменитый франц. писатель, выдающийся социолог и моралист. Родился в Женеве в семье часовщика. Тринадцати лет был отдан в учение к нотариусу, затем к граверу. В 1728 бежал из Женевы и начал вести скитальческий образ жизни. Переменил ряд профессий. В 1741 Р. приехал в Париж и представил в Академию новую нотную систему, к-рая была отвергнута. Получив место секретаря франц. посла при Венецианской республике, он уехал в 1743 в Венецию, где закончил свое музыкальное образование. В 1744 Р. снова вернулся в Париж, где вначале занялся переписыванием нот и сочинением музыкальных пьес. В Париже он познакомился с рядом писателей и вошел в круг энциклопедистов, возглавлявшихся Дидро, с которыми впоследствии разошѳлоя.


Первое произведение Р., обратившее на себя внимание, было написано на тему, поставленную Дижонской академией: «Содействовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750). В 1754 было напечатано его «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», явившееся ответом на новую тему, поставленную Дижонской академией. В 176І вышел его роман в письмах «Новая Элоиза». В 1762 Р. выпустил книгу «Эмиль, или о воспитании» и в том же году напечатал в Голландии свой трактат «Об общественном договоре». Сочинение «Эмиль» за религиозное вольнодумство и «оскорбление нравственности» был^ приговорено к сожжению, а автору грозило тюремное заключение; Р. пришлось спадаться бегством в Швейцарию, а затем в Англию. В 1767 Руссо вернулся во Францию и после долгих скитаний поселился в 1770 в Париже. Конец жизни Р. провел в Эрменонвиле, в окрестностях Парижа. Последними, произведениями Р. были «Исповедь» и «Мечты одинокого путника», к-рые были опубликованы после его смерти.

Среди мыслителей 18 в. Р. занимает особое положение. Он является выразителем интересов революционной части мелкой буржуазии. Для Р. характерны пламенный протест против общественного неравенства и эксплоатации, требование равенства, которое сводилось к требованию гражданского равенства и не затрагивало существования частной собственности, ограничиваясь в этой области уравнительной программой. Стремясь в своем '«Рассуждении

о науках и искусствах» доказать, что развитие цивилизации, науки и искусств разрушило первоначальную естественность и патриархальную простоту человеческих отношений и способствовало развитию социального неравенства и развращению нравов, Р. дает резкую критику современного ему строя. В своем «Рассуждении о происхождении и основах неравенства между людьми» Руссо высказывает крайне ценную мысль о том, что причиной появления неравенства была частная собственность. Первобытные люди, согласно Р., жили вначале в полной разобщенности, не нуждаясь в человеческом общежитии для удовлетворения своих элементарных потребностей. Лишь изредка они объединялись во временные группы, например для охоты на крупных животных. На этой первоначальной стадии люди, согласно Руссо, были свободны, равны, счастливы и повиновались одному лишь инстинкту самосохранения. Это естественное состояние Р. противопоставляет цивилизованному гражданскому обществу, основанному на частной собственности, неравенстве и эгоизме. Р. вскрывает противоречивость процесса человеческой цивилизации. С появлением частной собственности каждый прогрессивный шаг в развитии цивилизации, по мысли Р., означал вместе с тем усиление неравенства, эксплоатации, угнетения. Появление искусства обработки металлов (в особенности железа) и земледелие привели, согласно Р., человечество к оседлому образу жизни и к возникновению частной собственности. «С точки зрения поэта,—золото и серебрю, а с точки зрения философа,—железо и хлеб, — говорит Руссо, — цивилизовали людей и погубили род человеческий». Обработанные участки земли стали огораживаться и присваиваться. «Тот,—пишет Руссо в самом начале

2-й части своего трактата,—кто первый отгородил участок земли и осмелился сказать: „Это принадлежит мне", и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья п засыпав ров, крикнул бы своим ближним: „Нѳ слушайте лучше этого обман-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.