369    РУССО—РУСТ АБЕЛЯ    370

период развития органов внешних чувств, от 12 до 15 лет—период умственного воспитания и от 15 лет до совершеннолетия—период нравственного воспитания.

В области умственного воспитания Р. требует, чтобы подросток усваивал прежде всего путем «исследовательского метода» знания реального характера (математику, естествознание, физику, астрономию, географию). Позже (после 15 лет) изучается история. Наглядность—одно из основных требований Р.; он уделяет большое место в воспитании опытам, экскурсиям. Кроме умственного воспитания, подростку в возрасте 12—15 лет должно даваться трудовое воспитание (практическое изучение сельского хозяйства и ремесл). Нравственное воспитание, по Р., сводится к развитию альтруизма, чувства любви к людям, сострадания к бедным. В вопросе о религиозном воспитании Р. является страстным врагом клерикализма—обрядов, догматов, церкви. Однако Р. в соответствии со своими деистическими воззрениями не дошел до идеи безрелигиозного (а тем болеѳ антирелигиозного) воспитания. Ценным в педагогике Р. является горячий протест против феодального воспитания, палочной дисциплины схоластической школы, требование хорошей постановки физического воспитания и развития органов чувств, зашита реального образования, требование трудового воспитания, развития самодеятельности и творчества ребенка, постановка вопроса об учете возрастных особенностей ребенка. Ошибочными положениями его педагогики были: «свободное воспитание», недооценка систематических знаний и ведущей роли учителя, отрицательное отношение к учебнику, требование обоснования всего воспитания на личном опыте ребенка. Педагогическая система Р. оказала очень большое влияние на развитие буржуазной педагогики, в частности на педагогические взгляды Канта, Песталошхи и др.

Исключительное значение и известность приобрели художественные произведения Р., в к-рых нашли свое отражение его общественные взгляды и идеи. Знаменитый роман Р. в письмах «Новая Элоиза» является самым выдающимся произведением европейского сентиментализма. В романе рассказывается история любви учителя Сен-Пре к своей ученице Юлии, дочери аристократа. Изобилующее восторженными описаниями природы и лирическими излияниями, это произведение представляет апологию свободы чувства и призыв к простым, естественным отношениям между людьми в противовес существующим сословным неравенствам и предрассудкам. Роман «Новая Элоиза» вызвал много подражаний в европейской литературе («Вертер» Гёте и др.). В последнем своем произведении—в автобиографической «Исповеди»—Р. с исключительной искренностью пишет

о своей жизни и писательской судьбе. Р. написал ряд статей, посвященных музыке, и создал несколько музыкальных произведений, среди к-рых комическая опера «Деревенский колдун» пользовалась в Париже большим успехом.

На русский язык из соч. Р. переведены: Соч., т. I, М., 1892; О влиянии наук на нравы, СПБ, 1908; Опричпнахнеравенства,СПБ,1907;Юлпя, или Новая Элоиза, М., 1892; Эмиль, или о воспитании, СПБ, 1913; Об общественном договоре, или принципы политического права, М., 1938; Исповедь, СПБ, 1901; то же, т. I, Москва— Ленинград, 1935.

Лит.: Энгельс Ф., Антп-Дюринг, в кн.: Маркс К-и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, М.—Л., 1931, стр. 18, 20, 98, 99, 103, 138—140, 259,358, 367, 374; его же, Людвиг Фейербах, там же, стр. 654; Ленин В., Соч., 3 изд., т. I, стр. 60, 89, т. VII, стр. 313; Плеханов Г., Жан-Жак Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. XVIII, 2 пзд., Москва— Ленинград, 192 8.

РУССО, Теодор (1812—67)—франц. живописец, один из основателей школы барбизониев. Сначала романтические, потом реалистич. пейзажи Р. давали правдивое и любовное воспроизведение природы, в особенности вековых дубов Фонтенблоского леса, его глухих уголков. Представлен в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразит, искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

РУСТАВЕЛИ, Шота—гениальный грузинский поэт 12—13 вв. Биографических данных о Р. почти не сохранилось. Наиболее достоверным источником сведений о Р. является его произведение—бессмертная поэма «Вепхис ткаосани»

(«Витязь в тигровой шкуре»). В эпилоге Р. указывает, что он—«месх... из Рустави» (Месхе-тия—одна из культурнейших провинций древней Грузии); это же подтверждают народные предания. Известно также, что образование Р. получил в монастыре, где в совершенстве изучил греческий язык, поэзию и философию, а впоследствии ознакомился с языками персидским и арабским и достиг всестороннего, стоявшего на уровне европейского, образования. Р. был современником грузинской царицы Тамары и жил при ее дворе. Это время было периодом расцвета политической и культурной жизни Грузии.

В своей гениальной поэме «Витязь в тигровой шкуре» Р. широко и достаточно полно отразил действительность и выразил дух своего времени, запечатлев в блестящей, неповторимой художественной форме людей, общественный быт, нравы и обычаи с их глубоко национальными особенностями. Тема'любви героев поэмы—Нестан-Дареджан и Тариэля, Тинатины и Автандила—развертывается на фоне широкого изображения общественного строя феодальной




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.