413    С АГУ НТ—САЖЕНЬ    414

САГУНТ—в древности крупный торговый город в Испании. Захват С. карфагенянами (218 до христианской эры) послужил поводом к началу 2-й Пунической войны.

САГЫЗ, Сагиз—река на 3. Казахской ССР, между реками Уралом и Эмбой. Начинается в степях к югу от Урала. Не доходя до Каспийского моря, заканчивается системой соленых озер. Длина 450 км.

САДДУКЕИ —одно из религиозно-политических течений среди древних евреев (со времен Маккавеев, 2 в. до христианской эры). К этому течению примыкали иерусалимская аристократия и высшее жречество. В религиозных вопросах С. отстаивали главным образом старые обычаи и «жреческий закон», как он записан в Библии, отвергая многие позднейшие толкования его. Они отвергали веру в бессмертие души и загробное воздаяние. С. мирились охотно с влиянием эллинизма и господством римлян.

САДИЗМ (по имени франц. писателя маркиза Ф. де Сада)—половое извращение, выражающееся в стремлении наносить физич. боль другому лицу. Садизм является выражением тяжелой формы дегенеративной психопатии.


САДКО—герой былин, новгородский гусляр, ставший богатым гостем (купцом). В былине

о С. отразился быт Новгорода в эпоху его расцвета. Сюжет былины использован Римским-Корсаковым в его оперѳ «Садко» и Репиным в его картине «Садко».

Лит.: Былины, Сборник. Сост. Ю. Соколов, М., 1937.

САДОВ A (Sadova)—деревня в Чехии, в окрестностях гор. Краловѳ Градец (по-нем. Кениг-грец). У нее 3/ѴІІ 1866 произошло генеральное сражение (т. н. Кениггрецское) между австро-саксонской и прусской армиями, решившее исход Австро-прусской войны в пользу Пруссии.

САДОВОДСТВО—см. Плодоводство, Парки, Ботанические сады.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО — известное со времен древности искусство планировки и декорирования садов и парков. С.-п. и. использует красоту местоположения, прямых пли извилистых аллей, лужаек, тень и прохладу древесных насаждений, текучих вод, фонтанов и водоемов, гармонического сочетания красок цветущих растений и пр., а также изящество форм декоративных сооружений, колоннад, статуй, ваз и пр. Уже в древности определились различные стили С.-п. и. («висячие сады», т. е. сады на террасах Вавилонии и Ассирии, распланированные квадратами сады Египта и др.). Разнообразие форм характерно для садов и парков в эллинистич. странах и в древнем Риме. Римское С.-п. и. оказало сильное влияние на С.-п. п. эпохи итальянского Возрождения, барокко (сады Тиволи и Фраскати близ Рима, Боболи во Флоренции и др. с их регулярно расположенными древесными насаждениями, статуями и фонтанами). С.-п. и. во Франции (Версаль и др.) расцветает в 17 в. (при Людовике XIV), отвечая своей строгой размеренностью искусству классицизма. Для него типичны плоскостность рельефа, обширные водоемы, открытые перспективы. В англ. С.-п. и., вошедшем в моду во 2-й пол. 18 в. во всей Европе, господствует идея сохранения «природного» ландшафта, с отказом от прямых линий классич. С.-п. и.

В России возникновение значительнейших дворцовых садов связано с расцветом дворцового строительства в 18 в. Замечательны сады Петергофа с их знаменитыми художественно оформленными фонтанами, царскосельские сады (в г. Пушкине) английского «пейзажного» стиля. Обширный парк того жѳ стиля сохранился в Гатчине (Красногвардѳйск), но самым прекрасным образцом пейзажного стиля является Павловский парк в Слуцкѳ.

Широкое развитие садово-парковое строительство получило в Советском Союзе. В плане городов выделяются большие территории под садово-парковое строительство (парки культуры и отдыха). Большую роль играет С.-п. и. в курортном строительстве Советского Союза. Разбивка общественных садов начата и в колхозах. См. Парки

Лит.: Ку р б а т о в В., Сады и парки, П., 1916.

САДОВСКИЕ, Михаил Провович (1847—910) и Ольга Осиповна (1850—919), жена М. П.— выдающиеся артисты московского Малого театра, утверждавшие и развивавшие великие традиции сценического реализма Щепкина и П. М. Садовского.

САДОВСКИЙ. Пров Михайлович (1818—72)— знаменитый русский артист, родоначальник поколения выдающихся артистов московского Малого театра. Прославленный исполнитель основных ролей в пьесах Островского (Любим Торцов в пьесе «Бедность не порок» и др.). Игра G., развивавшего и углублявшего принципы актерского мастерства Щепкина, отличалась исключительной яркостью и глубиной рѳа-листич. раскрытия образа.

САДОВСКИЙ. Пров Михайлович (р. 1874)— народный артист СССР, сын М. П. Садовского, актер московского Малого театра с 1895. Садовский — талантливейший исполнитель роли Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Мизгиря («Снегурочка» Островского), Брута («Юлий Цезарь» Шекспира), Филиппа («Дон Карлос» Шиллера), Фамусова («Горе от ума» Грибоедова) и др. Огромный реалистический талант С. достиг своего полного расцвета после Великой Октябрьской социалистической революции. ‘Актерское ■ мастерство С. с наибольшей силой выразилось в советских пьесах и особенно в пьесе Тренева «Любовь Яровая». В этом спектакле

С. в своей лучшей роли—комиссара Кошкина— создал жизненно-яркий и глубоко правдивый образ большевика. За выдающиеся заслуги в деле развития русского театрального искусства С. награжден орденом Ленина (1937).

САД0НСН0Е ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ—крупнейшее на Кавказе месторождение полиметаллических руд в Северо-Осетинской АССР. С. п. м. разрабатывается свыше 100 лет. В настоящее время рудники подверглись коренной реконструкции.

САЖА—продукт, получаемый путем сжигания при недостаточном доступе воздуха жидких углеводородов: мазута, каменноугольных масел (ламповая С.), природных горючих газов (газовая С.), а также дерева (голландская

С.). Сажа употребляется преимущественно в резиновой промышленности (50% общего потребления) в качестве наполнителя и красителя, в электротехнике—для изготовления угольных щеток и электродов, в красочной и полиграфической промышленности.

САЖЕНЬ —единица длины, принятая в дореволюционной России. С. =1/500 версты =3 арши-






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.