467    САСКЕХЛНА—САТПРА    46$

Канады. Важнейшие с.-х. культуры—пшеница (57% всех посевов пшеницы Канады), картофель и лен (масличный), овес и ячмень. Развито мясо-молочное животноводство. Небольшая промышленность, гл. обр. пишевая. Добыча угля (в 1936—920 тыс. т), меди и др. Значит, ресурсы гидроэнергии (pp. С., Черчил и др.)— до 1 млн. л. с. — мало используются. Ж.-д. сеть—14 т. км (1936). Важнейшие города: Риджайна, адм. ц. (53 т. ж., 1936), и Саскатун (42т. ж.). 2) Река в Канаде. Начинается в Кордильерах, впадает в оз. Виннипег. Порожиста. Н верхнем течении (до гор. Эдмонтон) судоходна. Продолжение С.—р. Нельсон. Длина (вместе с р. Нельсон) 2.500 км.

САСКЕХА'НА (Susquehanna), Саскѵихэн-н а—река в США. Начинается на склонах Аллеганских гор, протекает через штаты Нью Иорк и Пенсильвания и впадает в Атлантический океан. Длина около 750 к.и. Сооружение ряда каналов в обход стремнин и порогов сделало С. судоходной на значительном протяжении.

САС0В0—город, районный центр Рязанской области, железнодорожная станция на линии Рязань—Рузаевка; 10,5 т. ж. (1933). Пенько-обрабатываютая фабрика.

САСС0ЛИН, В(ОН), — минерал моноклпнпче-ской системы. Твердость 1,уд. в. до 1,5. Встречается в природе в виде чешуйчатых табличек с перламутровым блеском. Сассолин приготовляется искусственно под названием борной кислоты.


«САСУНЦИ ДАВИД» («Давид Сасунский»)—великий героический эпос армянского народа. Содержание «С. Д.», созданного в 10 в. (939), относится к периоду завоевания Армении арабами (7—9 вв.). В этом бессмертном создании народного поэтического творчества воплощены лучшие чаяния армянского народа, запечатлена его вековая борьба против чужеземного нашествия и порабощения, против внутренних угнетателей. Героизм, свободолюбие и мудрость армянского народа нашли свое гениальное выражение в эпосе «С. Д.», воспевающем храбрость и преданность родине народных ге-роев-богатырей Санасара, Мгера, Давида и др.

Содержание эпоса «С. Д.» составляет повествование о жизни и борьбе народных героев-богатырей за освобождение армянского народа от нападения и владычества чужеземцев. В первой части эпоса рассказывается о том, как сыновья армянского царя Цовинара—Сана-сар и Багдасар—строят в горах город-крепость Сасун и отсюда возглавляют народную войну против царя идолопоклонников. Во второй части повествуется о борьбе Мгера, сына Санасара, против арабского калифа Мсра-Ме-лика и об освобождении Армении из-под его владычества.

Основное место в эпосе занимает повествование о жизни и борьбе сына Мгера, Давида Сасунского. Находившийся в первые годы своего детства при дворе арабского калифа Мсра-Мелика, Давид возвращается в свой родной Сасун. Постоянно общаясь с народом, Давид узнает об угнетении своей родины арабами. Давид вступает в решительную борьбу против арабского владычества: он изгоняет сборщиков податей, посланных калифом, и громит войско калифа. В единоборстве с калифом Меликом Давид уничтожает поработителя своего народа. Исключительно поэтически ярко показана в эпосе любовь Давида к красавице Хап-дут-Хатун, ставшей потом его женой. Заключительная часть эпоса посвящена повествова-нкю о сыне Давида, Мгере младшем. В образе героя Мгера, в к-ром воплощена судьба армянского народа, есть много общего с Прометеем. Отражающий передовые идеи своего времени, проникнутый идеей дружбы народов,«С. Д.* представляет одно из лучших произведений мирового эпоса.

Эпос «С. Д.» в различных вариантах, носящих название «Сасунские храбрецы», и в наст, время исключительно популярен среди широких масс трудящихся Советской Армении. Празднование 1000-летия «С. Д.»(сентябрь 1939) было всенародным праздником советской культуры. Юбилей «С. Д.» был отмечен по всей стране торжественными заседаниями научных и культурных учреждений, устройством выставок по эпохе создания «С. Д.*; была проведена большая работа по ознакомлению советского народа с гениальным произведением армянского эпоса. «С. Д.* переведен на языки народов Советского Союза.

САСЫК-КУЛЬ — озеро на С.-В. Алма-Атинской обл. Казахской ССР. Площадь 465 кмг. Вода соленая. Берега заболочены. В озеро впадают реки, берущие начало на Джунгарском Алатау7, Тентек и др.

САТАНА'—в христианстве, иудаизме, исламе, в учениях многих религиозных сект воплощение злого начала, владыка ада (преисподней), непокорный ангел, низвергнутый богом с неба. Миф о С. — одно из. орудий религиозного запугивания верующих.

САТИ'Р—в древнегреческой мифологии одно пз низших божеств с КОЗЛИНЫМИ Сатир. Помпейская ши-ногами и хвостом. В    вопись.

переносном смысле—сладострастный человек.

САТИ'РА (лат.)—род художественной лит-ры, высмеивающей п бичующей те или иные явления действительности, лит-ры, характеризующейся резкостью изобличения, негодованием и возмущением. С. как особый жанр получила свое развитие еще в римской лнт-ре. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему7, к-рое заключало в себе насмешку над определенными липами или событиями. Римская С. дала свои наиболее высокие образцы в произведениях Горащія, Персия Флакка и особенно Ювенала. В новоевропейских литературах сатирической литературной формой пользовались Буало, Вольтер, Драйден, Кантемир и др.

С течением времени С. утратила свое значение определенного жанра; основным признаком ее стала изобличающая насмешка, выраженная в разнообразных литературных формах (стихотворение, роман, поэма, комедия и т.д.).

О сатирической основе комедии как обличительного жанра см. Комедия, Арштофан, Мольер, Бомарше.

Смех является одним из важнейших средств социального воздействия. «Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного* (Лессинг, Гамбургская драматургия). Гоголь писал в «Театральном разъезде»: «Насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете». В отличие от примиряющего юмора





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.