-531    «СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА.—•СВЯЩЕНВЫВ СОЮЗ»    532

битых массах грубейшие суеверия и обогащал церковников.

«СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА»—тайная террористическая организация монархистов, созданная в 1881, после убийства императора Александра II, для охраны царя и расправы с революционным движением. В состав ее входили придворные аристократы, гвардейские офицеры, крупные чиновники, а также штат шпионов, провокаторов и заграничных агентов, действовавших наряду с департаментом полиции. Выполняя различные провокаторские задачи, «С. д.», для прикрытия своего подлинного лица, выступала также под именем «добровольной охраны», «земской лиги*. «С. д.* пользовалась крупной денежной поддержкой царя;большинство участников «С. д.* проворовалось. Салтыков - Щедрин посвятил разоблачению «С. д.» знаменитое третье «Письмо к тетеньке», в к-ром «дружина» фигурирует под сатирическим обозначением «Общество частной инициативы спасения». По миновании надобности в •обособленной от Охранного отделения «С. д.», дела ее распоряжением Александра III в конце 1882 были переданы официальной полиции.

СВЯЩЕННАЯ ЛИГА—союз против Франции, ■стремившейся к овладению Италией, заключенный в 1511, во время Итальянских войн, папой Юлием II с Испанией, Англией, германским императором, Венецией п швейцарцами. Единственной союзницей Франции в войне была Шотландия. Союзники вытеснили французов из Италии. В 1513 франц. король Людовик XII заключил мир со швейцарцами, а в 1514 и общий мир.

СВЯЩЕННАЯ РИМСНАЯ ИМПЕРИЯ—Римско-германская империя, осн. в 962 (Оттон I) и существовавшая до 1806. Ее предшественницей была «Римская империя» Карла Великого. В состав С. р. и. входили Германия, Австрия, Чехия, б. ч. Италии, бургундские земли, Швейцария. В 11—12 вв. С. р. и. имела обширную территорию, более устойчивую, чем при Карле Великом, экономич. базу (торговые связи между Италией и Прирейнской Германией). Образование императорской атсти на феодально-раздробленной территории имело большое значение как для развития в Германии торг. городов, так и для усиления римской церкви. Поддерживая императоров в интересах внешней безопасности, духовенство в то же время не позволяло им вмешиваться в свои дела. Борьба папства с императорами за инвеституру в 11—12 вв. (особенно острый характер носила борьба папы Григория VII с имп. Генрихом IV) имела целью ограничить роль императорской власти в делах церкви (см. Папство). В 12 в. в этой борьбе приняли активное участие северо-итальянские города, отстаивавшие свою независимость от С. р. и. (борьба Ломбардской лиги городов с Миланом во главе против имп. Фридриха Барбароссы). Слабая экономич. связь между отдельными районами Германии позволяла, в противовес императорской власти, развиваться центробежным феодальным силам, окрепнувшим на основе экономического •объединения отдельных районов. Создание Рудольфом Габсбургским во 2-й пол. 13 в» наследственного земельного ядра из австрийских владений не привело к объединению империи, как и позднейшие попытки Максимилиана I и Карла V в конце 15 и 1-й пол. 16 вв. Самое избрание императора, согласно Золотой булле <1356), зависело пт 7 сильнейших князей— курфюрстов. Имперский сейм (в последние века империи созывался в Регенсбурге) представлял своего рода конгресс уполномоченных от отдельных гос-в. От империи отпадали отдельные части: к 14 в. она фактически утратила власть в Италии, от нее отпала Швейцария и большая часть бургундских земель. Рядом с империей выросли могущественные гос-ва, из к-рых особенно опасной стала для нее с 16 в. Франция, а изменение торг. путей после открытия Америки еще более ослабило внѵтриимперскле экономические связи С. р. и. Тридцатилетняя война (1-я половина 17 века) довела С. р. и. до полного разложения, превратив ее в бессильный союз около 360 отдельных владений.

Победы Наполеона I, захватившего часть земель С. р. и. и насильственно произведшего ряд территориальных изменений в Зап. Германии, привели в 1806 к окончательной ликвидации С. р. и. Ее глава, имп. Франц II, еще в 1804 принял титул австрийского императора, под именем Франца I.

СВЯЩЕННИК — служитель христианского культа, исполнитель церковных обрядов. С. появились в христианских общинах со 2 в. С. сначала были выборными. С укреплением епископской власти (3 в.) выборность заменилась епископским назначением. С. являлись и являются выполнителями политических директив князей церкви, всегда служили орудием государства и эксплоататорских классов для борьбы с революционным движением трудящихся. Русский народ вместо слова «священник» употреблял слово «поп», имевшее иронический характер. В сказках, песнях, пословицах русской и мировой литературы поп всегда выводился как лгун, обманщик, развратник, пьяница, эксплоататор.

СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ—1) у древних греков наименование войн, связывавшихся с нарушением Амфиктионцпского союза между греч. гос-вами, предусматривавшего известные правила войны р мира и охрану общегреческого Дельфийского святилища. 2) Д ж и х а д, или г а з а в а т—наименование религиозных войн мусульман с «неверными» (немусульманами).

«СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ»—организация международной реакции с целью подавления революционного движения, возникшая после низложения Наполеона I. Договор о «С. с.» был подписан 14/ІХ 1815 в Париже российским царем Александром I, австрийским имп. Францем I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом II]. Союзники обязались как во внутренних делах, так и в делах всего мира держаться предписаний «святой религии, справедливости и мира», что прикрывало политику оголтелой реакции, шедшей под лозунгом «легитимизма» («законности» династий, свергнутых революцией). Инициатором и душой «С. с.» был Александр I, возглавивший европейскую реакцию. Как указывает Энгельс, русская дипломатия «под предлогом защиты легитимности... учредила „Священный союз“, это расширение русско-австро-прусского союза до степени заговора всех европейских государей против их народов под председательством русского царя» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 21—22). Второй Парижский трактат 30/ХІ 1815 декларировал, что прочность общественного порядка во Франции, а тем самым и во всей Европе, неразрывно связана с монархическим строем и христианской религией»





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.