т    СЕМИРЕЧЬЕ^ОЕМ ЬЯ    610

СЕМИРЕЧЬЕ, Д ж е т ы с у—территория в Средней Азии в составе Атма - Атинской обл. Казахской ССР, с казахским по преимуществу населением. На востоке граничит с Китаем, на северо-западе и западе ограничена оз. Балхаш, на северо-вострке—системой озер Ала-куль, на юге—предгорьями Тянь-шаня. Характер рельефа главным образом равнинный. Орошается

7 реками, стекающими в оз. Балхаш (Или, Ка-ратал, Биень, Ак-су, Сарканд, Баскан и Лепса).

СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ—группа языков в Передней Азии и Сев. Африке. Делятся на две ветви:

1) южную, или свистящую, с языками абиссинским (амхарским и др.) и арабским, и 2) северную, или шипящую, с языками аккадским (ассирийским, вавилонским), хананейским (еврейским и финикийским) и арамейским (сирийским и халдейским). Из семитских языков до сих пор сохранились как живые языки только абиссинский, арабский и ничтожные остатки арамейского (в Сирии).

Слова и грамматические формы в С. я. образуются путем изменения гласных корня и при помощи аффиксов. Основное значение слова связано с согласными, а гласные талько вносят изменения в это значение (арабск. «ка-таба»—он написал, «кутиба»—написан, «кати б»—писатель, «кнтаб»—книга). С. я. наиболее близки к хамитским языкам.

СЕМИТЫ—языковая группа народов, говорящих на семитских языках. К С. относились в древности аккадяне и более поздние ассирийцы и вавилоняне, финикийцы, карфагеняне и др., древние евреи, арамеи, или сирийцы, арабы и др. Из современных народов к С. относятся арабы (с арабизированными сирийцами и арабизированной частью берберов), нынешние ассирийцы (айсоры), часть абиссинцев. К С. относят также нынешних евреев, хотя древнееврейский язык давно перестйл быть живой речью евреев. Особой семитской расы не существует.

СЕМЬЯ—историческая форма связи между ближайшими родственниками по материнской и отцовской линии. Буржуазная наука под С. обычно разумеет только т. н. индивидуальную, или малую С., т. е. соединение родителей н детей, а также—в качестве продукта расширения малой С.—т. н. большую патриархальную С. История С. является историей смены семейных форм, порожденных определенной социально-экономической формацией, новыми в соответствии с состоянием производительных сил данного исторического периода производственными отношениями. Возникая и развиваясь еще в первобытную эпоху, С. еще в этом периоде проходит, в тесной связи с развитием брака, ряд этапов, причем лишь при распаде первобытно-общинного строя С. приобретает характер узкого хозяйственного н общественного коллектива, сохраняясь в этом значении на всем дальнейшем протяжении истории. Развитие С. прошло следующие этапы. Вслед за начальным промискуитетом (неограниченным отношением полов) возникла кровнородственная С. в качестве начальной формы отношений между родственниками, состоявшей в исключении из брачного общения ВОСХОДЯЩИХ и нисходящих поколений. С возникновением рода и группового брака возникает групповая С., не составляющая обособленной общественной ячейки и приводящая к новому ограничению брака—исключению из брачного общения братьев и сестер. Следующей формой С. явилась развившаяся в период матриархата парная С., связанная с парным браком—сравнительно недолговременным И непрочным соединением мужчин и женщин,— также не составлявшая особой хозяйственной и общественной ячейки. Таковой при матриархате была материнская С., возглавлявшаяся старшей женщиной и состоявшая из 3—5 поколений потомков одной женщины вместе с потомством всех женщин данной группы. С переходом к патриархату и возникновением многоженства и моногамии С. впервые объединяет обоих родителей и детей. Материнская С. превращается в большую патриархальную С., возглавляемую старшим мужчиной. С дальнейшим распадом первобытно-общинного строя, с возникновением частной собственности, обмена и пр. из состава большой С. выделяются индивидуальные, малые С., состоящие только из родителей и детей, на к-рые большая С. в конечном счете распадается. Обе эти формы переходят в классовое общество, причем большая патриархальная С. сохраняется лишь в качестве весьма стройного пережитка, являясь хранительницей отсталых, хотя и идеализируемых, патриархальных отношений, тогда как малая С. становится господствующей и основной хозяйственной и общественной ячейкой.    м. косвен,

В современном капиталистическом обществе продолжается господство мужа над женой, основанное на экономич. зависимости женщины и закрепленное в большинстве капиталистич. стран юридически. «Современная индивидуальная семья,—говорит Энгельс, имея в виду буржуазное общество,—основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины» (Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч.' 1, стр. 55). Формальная моногамия дополняется в бурж. обществе «супружеской неверностью и проституцией»; «групповой брак фактически суще-* ствует для мужчин и по настоящее время» (там же, стр. 56). «На чем основана современная буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынужденной бес-семейности пролетариев и в публичной проституции» (Маркс и Энгельс, Манифест коммунистической партии, 1937, стр. 38).

В бурж. семейном праве прокламируется как формальный принцип добровольность брака и равенство супругов, а в то же время ограничивается свобода вступления в брак и освящается подчиненное положение жены. В странах, где детям обеспечена законом обязательная часть наследства (напр, во Франции), «свобода» вступающих в брак ограничивается согласием родителей. В Англии, США и некоторых других странах, допускающих вступление в брак и без согласия родителей, последние могут при желании лишить своих детей наследства.

Что касается детей, то в буржуазном обществе существует различие в правах детей, рожденных в браке и вне брака. Внебрачные («незаконнорожденные») дети являются отщепенцами в эксплоататорском обществе.

В некоторых буржуазных странах женщина совершенно изгоняется из общественной жиз-



и. С. Э. т. IX.

20




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.