625    СЕН Т-АН ТУАНСКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ—СЕНТИМЕНТАЛИЗМ    626

слабости материалистического С. прошлого: его метафизичность, антидиалектичность, неуменье диалектически разрешить вопрос о соотношении чувственного и разумного познания. Диалектический материализм раскрывает единство чувственного восприятия и мышления в процессе познания, происходящего на основе общественной практики. «От живого созерцания к абстрактному мышлению йот него к практик е—таков диалектический путь познания истин ы, познания объективной реальности» (Ленин, Философские тетради, 1038, стр. 166). Мышление черпает свой материал из ощущений. Живое созерцание, наблюдение, происходящее в процессе практической деятельности человека, составляет первую ступень диалектического процесса познания. Нет ничего в мышлении, чего бы не было в ощущениях. И вместе с тем во всяком, даже элементарном чувственном познании имеются моменты абстракции, обобщения. Недооценка роли разума, роли научных абстракций закрывает путь к постижению сущности явлений, закономерностей объективного мира, ведет к наивному реализму, принимающему без проверки все показания наших чувств за истинные. Отрыв разума о.т данных чувств, абстракций от живой конкретной действительности ведет к идеализму. Раскрывая единство ощущений и разума в процессе познания, происходящего на основе общественной практики, диалектпч. материализм преодолевает созерцательность и антиисторизм, к-рые были свойственны материалистам-сенсуалистам до Маркса.

Диалектический материализм показал, что основой и критерием правильности' познания является общественная практика. Чем больше человек расширял свое общественное производство, тем полнее, разностороннее, глубже и шире охватывал человек своими чувствами природные и общественные явления. Развивая свои орудия производства, человек расширял круг своих восприятий. Например изобретение микроскопа дало возможность человеку наблюдать то, что раньше было недоступно человеческому глазу. Ни устройство наших органов чувств ни их количественная- ограниченность не может являться препятствием дія познания. «Специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей дтя человеческого познания» (Энгельс, Диалектика природы, в книге: Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XIV, стр. 493). «Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы он больше вещей в мире?—спрашивает Ленин и отвечает:—Нет» (Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 64).

Лит.: [Маркс о Фейербахе], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, [М.], 1937 (стр. 589); Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. XIV, М.—Л., 1931 [см. главы: Роль труда в процессе очеловечении обезьяны и Заметки (1881—188 2)|; Леин В., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 3 изд., т. XIII; его же, Философские тетради, [Ленинград], 1938; История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), [Москва], 1938, гл. 4.

СЕНТ-АНТУА'НСКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ —рабочее предместье Парижа. Во время Франц. бурж. революции конца 18 века полупролетарские массы С.-А. п. играли крупную рать: незадолго до созыва Генеральных штатов ими разгромлены были находившиеся в С.-А. п. мануфактуры; позднее эти массы сыграли большую роль при взятии Бастилии, вторжении 20/Ѵі 1792 во дворец, низвержении 10/ѴІІІ 1792 монархии и выступлениях 31 / V и 2/ѴІ 1793 против

Жиронды. Активную роль сыграло С.-А. п. в Июльской революции 1830, Февральской революции 1848 и Июньском рабочем восстании того же года. Во время Коммуны здесь происходили упорные баррикадные бои.

СЕНТ-БЕ'В (Saint-Beuve), Шарль 0гюст(1804— 18(>9) — известный франц. критик; основатель т. н. историко-биографического метода лит. критики, основной принцип которого заключается в признании определяющего значения в развитии художественных стилей личности писателя, его индивидуальных биографических и психологических черт. Влиянию исторических условий на развитие лит-ры С.-Б. придавал второстепенное значение.

С.-Б. достиг исключительного мастерства в критической характеристике художественных особенностей литературных произведений и творческой психологии писателя. Но последовательно-научного объяснения лит. явлений С.-Б. не дал. Его критические работы часто сводились к портретным, хотя и мастерским подчас, психологическим характеристикам писателей. Кроме серии критических работ («Литературные портреты», «Беседы по понедельникам»), С.-Б. написал исследования о французской поэзии 16 века, по истории янсенизма во Франции («Пор-Рояль») и др.

СЕНТ ДЖОН (Saint John)—1) река в Северной Америке; начинается на С.-В. США (штат Мен)„ образует на значит, протяжении гос. границу между США и Канадой; впадает в залив Фундн Атлантического ок. на Ю.-В. Канады (Нью-Брунсвик). Длина 720 км, бассейн 67 т. к.н2. Много порогов и водопадов. С. Д. судоходна от устья до гор. Фредериктон (130 км), а для малых судов свыше 300 км. 2) Незамерзающий морской порт в провинции Нью Брунсвик (Канада), в устьп реки Сент Джон; 48 т. ж.

(1931). Конечный пункт двух железнодорожных магистралей, военно-морская база, аэропорт. Вывоз зерна, муки, леса, рыбы, продуктов скотоводства, пушнины. Судооборот—свыше 3 млн. per. т, ас речными судами—свыше

5 млн. т. Доки, текстильные ф-ки, лесопильные заводы, машиностроение, кожевенная, обувная и пищевая пром-сть. Рыболовная база.

СЕНТ ДЖОНС (Saint John’s)—столица, крупнейший город и порт британского владения Ньюфаундленд на берегу Атлантического океана; 40 тыс. жит. (1935). Одна из важнейших рыболовных баз мира. Производство рыбьего (трескового) жира, рыболовного снаряжения и т. п. Доки. Вывоз железной руды (из. близлежащих рудников мирового значения— район Вабана), рыбы, древесной массы и бумаги. Конечный пункт ж. д. Аэропорт. Военно-морская база британского флота.

СЕНТЕ'НЦИЯ (лат.) — изречение поучительного характера.

СЕНТ-ЙЛ Е'Р—см. Жоффруа Сент-Илср.

СЕНТИМЕНТАЛИ'ЗМ — литературное направление, возникшее в Англии в середине 18 в. и получившее широкое распространение в европейской литературе второй половины 18 века.

По своему социальному содержанию и художественным особенностям сентиментальная литература направлена против лит-ры классицизма и является последним этапом в развитии Просвещения. Сентименталисты идеализировали естественную жизнь на лоне природы, как свободную от всякого принуждения и угнетения, лишенную пороков цивилизованного общества. Для сентиментальной литературы ха-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.