739    СКЛЗПТЕЛЪ—СКАЗКИ    7 40

поэтики, родняшей С. со сказкой, и новой поэтики. В текст нек-рых С. вклиниваются мелкие фольклорные жанры: предания, легенды, частушки и пр. По тематике С. можно разделить на бытовые, историко-революционные, исторические, С. о сопстроительстве; по характеру—на героико-эпические и повествовательно-лирические; по композиции—на С.-новеллы, С.-анекдоты, С. мемуарные, С. автобиографические и т. д. Новизна этого жанра открывает большие перспективы для дальнейшего его развития.

С. имеет большое значение как литературноисторический документ эпохи.

Лит.: Трорчество народов СССР [Сборник], изд. редакции «Правда», М., 1937.    Н. К.

СКАЗИТЕЛЬ—лицо, исполняющее речитативом («сказывающее») былины (старины) и др. виды эпических песен, а также рассказывающее сказы. Последний жанр свойственен С. пореволюционной эпохи. Искусство С.. известное еше со времен древней Руси (см. Скоморох), вышло из глубин народного творчества и получило свое развитие большей частью среди сельского населения. С. настоящего времени— крестьянин-колхозник и рабочий различных местностей СССР.

Значение С. было оценено впервые собирателями былин—П. И. Рыбниковым и проф.

А. Ф. Гильфердингом, сделавшими записи былин на севере во 2-й половине 19 в. После них значительно усиливается интерес к роли С. (экспедиция проф. Б. и Ю. Соколовых в Бел-озерье и др.), однако всесторонне изучаются С. лишь в советское время—в эпоху расцвета народного творчества.

В искусстве С. большую роль играет их индивидуальность, определяющая выбор жанра и тематики. Прекрасная память, богатое творческое воображение, художественное чутье,

сила и простота иато-жения отличают С. как авторов и исполнителей фольклора. Некоторые из них обладают, кроме того, даром артистического исполнения, чувством ритма, музыкальностью, что особенно важно при передаче былин и поэтических сказов. Встречается сочетание в одном лице



,, „    талантов сказочника,

М. С. Крюкова.

у    певца и сказителя.

Из С. 2-й половины 19 в. особенно примечательные. Онежского края: Т. Г. Р я б и-н и н, И. Т. Р я б и н и н, известный сказитель Заонежья В. П. Щеголенок, онежская сказительница -вопленнипа Арина Федосова, беломорская сказительница А. М. Крюкова. Из С. 20 века наиболее известны: пинежская сказительница М. Д. К р и в о п о л е н о в а, онежский сказитель Г. А. Я к у ш о в и ряд других. Повышающийся из года в год политический и культурный уровень С. расширяет рамки их творческой деятельности. Советские С. создают новые произведения, в художественных образах воплощающие героику нашего времени. Таковы беломорская сказительница М. С. Крюков а—дочь А. М. Крюковой, онежский сказитель П. И. Ряби-нин-Андреев — правнук Т. Г. Рябини-на, сказительница, ткачиха калининской фабрики, А. В. Морозова, онежский сказитель Ф. А. Конашков (он же п сказочник) п др. Нередки случаи передачи мастерства С. из поколения в поколение (семьи Крюковых, Рябининых и др.).

Кавказские ашуги, казахские и киргизские акыны и жпрши, узбекские бахши, белорусские, украинские, карельские С. и другие

Джамбул Джабаев.

национальные певцы-поэты играют видную роль в политической и художественной жизни народов СССР. Являясь авторами-исполните-лями многочисленных фольклорных произведений, национальных по форме, социалистических по содержанию, они создают подлинно художественные, замечательные произведения искусства. Творчество их, не получившее ранее* должного развития, после Октябрьской социалистической революции достигло полного расцвета. Всесоюзную известность имеет творчество народных пёвпов-поэтов, С.-орденоносцев Сулеймана Стамекого и Джамбула Джа-баева," в прекрасных стихах воспевающих мощь и величие нашей родины, советский народ, его вождей и героев. Широко известны такие С., как адыгейский апгуг Цуг Теучеж, мордовская сказительница Е. П. Крпвошеева (плач о Кирове), Ф.Беззубова, башкирский сказитель Фаррах , киргизский — У сен-баев Улымкул, аварский—    теѵчрж

Гамзат Цадасс и мн. дру- цу у ' гие. Многие С. за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной лит-ры награждены орденами Союза.

Лит.: Творчество народов СССР (Сборник], изд. редакции «Правда», М., 1937.    Н. К.

СКАЗКИ—общее название различных повествовательных произведений как устных, так й написанных в подражание народным С. Имея целью развлечение или назидание, С. носят как бытовой, так и фантастический характер. Сказки — самый распространенный эпический повествовательный жанр устного народного творчества. Они существовали и существуют у








Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.