751    СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА—СКИФЫ    7 52

сти наших знаний, диалектический материализм отметает всякие скептические домыслы.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. Немецкая идеология, Соч., т. IV, [М.], і 937, стр. 120—121; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV,М.—Л., 1931, гл. II; Л е н п н В., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 3 изд., т. XIII, гл. П; его же, Философские тетради, [Л.1, 1938, стр. 115, 128—129, 132, 196—197, 214—216, 302—306.

СКЕПТИЧЕСНАЯ ШКОЛА—направление в русской историографии 20—30-х гг. 19 в., возглавленное профессором Московского университета М. Т. Каченовским. В противовес официальной феодально-крепостнич. историографии Карамзина, Щербатова и др. С. ш. выдвигала на первый план закономерность исторических явлений и необходимость изучать русскую историю «в философическом смысле». По мнению «скептиков», высшим критерием историч. достоверности является соответствие изучаемого источника «духу времени», к которому событие относится; в силу этого С. ш. резко отрицательно относилась ко всем древним источникам рус. истории—летописям. Русской правде и пр., считая, что они не соответствуют «духу» своего времени, «баснословят» и возникли значительно позже тех событий, к-рые описывают, а частично являются просто «поддельными». Этот вывод С. ш. глубоко ошибочен. Одними из своих вдохновителей С. ш. считала историков Нибура и Шлецера. Резкого критика С. ш. встретила в лице М. П. Погодина.

СКЕ'РЦО (итал.—шутка)—муз. пьеса живого, игривого характера. Бетховен ввел С. вместо менуэта в качестве 3-й (иногда 2-й) части циклической сонатной формы (сонаты, симфонии и т. п.). У нек-рых композиторов (напр, у Шопена) С. приобретает патетический или драматический характер, не утрачивая при этом типичной для С. живости и ритмической остроты.

СКЕ'ТИНГ-РИНГ—специальная площадка для т. н. роликового спорта (катанье на роликовых, колесных коньках).

СНЕТЧ—небольшая одноактная пьеса, обычно эксцентрического характера, с участием

2—3 действующих лиц. С. строится обычно на трюке—смысловом пли композиционном. Отличительные черты его—сжатость и острота.

СКИАПАРЕ'ЛЛИ, правильнее Скьяпарел-ли (Schiaparelli), Джованни (1835—910)—итал. астроном, директор обсерватории в Милане. Открыл связь метеорного потока Персеид с кометой 1862. Наблюдал поверхности Меркурия, Венеры и Марса. Во время противостояния последнего в 1877 С. открыл «каналы» Марса и составил подробную карту этой планеты. Занимался также историей астрономии.

Золотой гребень с изображением скифского царя (из кургана Солоха).


СКИП — автоматически разгружающийся подъемный сосуд бокалообразной или призматической формы из котельного железа, применяемый для подачи добытого материала из шахты. С. подвешивается на канате и в вертикальной шахте движется по специальным направляющим, а в наклонных шахтах—на колесах по'рельсам. Загрузка С. производится из подземного бункера. Разгрузка С. происходит его опрокидыванием или через открывающееся дно. Емкость С. достигает 12 т (иногда и выше).

Скифская повозка (глиняная игрушка из скифских курганов).


СКИ'ПЕТР (греч.)—один из знаков царского достоинства в виде жезла. Вероятное его происхождение из палицы вождя. С Востока С. был занесен в Европу.

выяснены. Следы пребывания С. находят на 3. в Венгрии, на Ю. в Иранской Азии, а на В. далеко в глубь Азии. По греческим данным, С.


СКИПИДАР, терпентиновое мае л о— бесцветная или желтоватая жидкость (цвет зависит от степени очистки) с острым своеобразным запахом, горит коптящим пламенем, летуча. Температура кипения 152—165°. Состоит гл. обр. из терпенов. Добывается перегонкой энятщы с водяным паром, извлечением пз древесины растворителями и т. д. Качество зависит от сырья и приемов работы. Служит растворителем каучука, смол, жиров, лаков. Применяется для приготовления масляных лаков и красок, искусственной камфоры и пр., а также в медицине.

СКИПИДАРНОЕ ДЕРЕВО, терпентинное дерево, Pistacia terebinthus—небольшое дерево с перистыми листьями из сем. анакардиевых. Из надрезов и трещин ствола вытекает терпентин (кипрский или хиосский). От уколов орехотворки на листьях и ветках образуются наросты (галлы), содержащие до 60% дубильных веществ, применяемых для дубления и для окраски шелка.

СКИРДОВАНИЕ—способ хранения необмолоченного озимого и ярового хлеба в скирдах (одоньях), правильная кладка к-рых исключает подмочку хлеба и россыпь зерна.

СКИТ (греч.)—1) келпи, устраивавшиеся в некотором отдалении от православных монастырей для монахов-отшельников (анахоретов).

2)    Уединенное общежитие монахов, пустынь.

3)    Староверческий монастырь, устраивавшийся обычно в глухих местах (лесах и т. п.).

СКИТАЛЕЦ (псевдоним Степана Гавриловича Петрова, р. 1868)—соврем, писатель; из крестьянской семьи. После Октябрьской социалистич. революции эмигрировал в Маньчжурию. В СССР вернулся в 1935. Впервые в литературе выступил в 1898. Печатался в сборниках «Знание», редактировавшихся М. Горьким. Настроенный демократически, С. в своем творчестве показывал людей, обремененных непосильным трудом, анархически настроенных бунтарей («Огарки»), кошмар и тупик «окуров-ской» России (автобиография, повесть «Сквозь строй»), крестьянское революц. движение 1905 (рассказы «Палевой суд», «Лес разгорается»). Неоднократно С. обращался к образу Степана Разина, трактуя его как борца за народную волю («Волжские легенды»). Те же мотивы протеста находили отражение в стихах С. В 1936 вышел роман С. «Семья Черновых», охватывающий события предреволюционных лет.

СКИФЫ—общее название населения, обитавшего в 7—2 веках до христианской эры в Северном При-черноморьи, Поднепровьи и Подо-ньи. Происхождение скифов, как и границы их распространения до сих пор точно не






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.