771    СКУЛЬПТУРА    772

женной глины), обычно раскрашенные, имевшие особенно широкое распространение в древней Грепии. Позднее обожженная и глазурованная глина широко применялась в Италии эпохи Возрождения (Лука делла Роббиа и его школа). Кость употребляется в т. н. малой пластике (для изготовления мелких скульптурных произведений); но в древней Греции из пластинок слоновой кости, накладываемых на деревянный остов, выполняли лицо и обнаженные части тела больших статуй (одежда—из золота). Таковы были знаменитые статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос работы скульптора Фидгт (5 в. до хр. э.). Дерево применялось во все времена (особенно широко в средние века, в Германии в 15—16вв., в Испании в 16—17 вв.). Главнейшим материалом для

С. служат различные породы камня (известняк, песчаник, мрамор, гранит, базальт, диорит и др.) и металл, преимущественно бронза различных сплавов, как в монументальной, так и в малой пластике.

Начало развития С.- относится к древнекаменному веку (палеолиту), от которого дошли, напр., небольшие каменные изображения женских фигур. Возникновение п развитие монументальной пластики стояло в тесной связи с архитектурой (статуи богов и фараонов в храмах и гробницах). В искусстве древнего Египта (см. Египетское искусство) изображения умерших имеют реалистический характер. Неотделима от архитектуры и монументально-декоративная С. древнего Вавилона и Ассирии. В Ассирии большое место занимают памятники светской скульптуры (рельефы, изображающие походы царей, их охоты и т. п.). См. Ассиро-вавилонское искусство.

В древней Греции С. была связана вначале со зданием и его частями (фронтоном храма, фризом и др.). Затем она приобретает полную самостоятельность (начиная с 5 в. до хр. э.). Мраморные статуи раскрашивались (т. н. полихромия). Древ'негреч. С. (см. Греческое искусство) прошла различные стадии развития: от статичности и схематизации, свойственных архаике (7—6 вв. до хр. э.), до реализма, динамичности, использования живописных приемов в т. н. эллинистическом искусстве. С. достигла в Греции высокого совершенства в передаче обнаженного тела в покое и движении, складок одежды в их гармонических соотношениях с движениями тела. Уже в 1-й пол. 5 в. до хр. э. скульптор Мирон внес в пластику круглой фигуры смелые движения. Эпохой полного расцвета греческой С. был так называемый век Перикла (2-я пол. 5 в. до хр. э.), когда Фидий и его школа украшали афинский Акрополь и Парфенон статуями и рельефами. Глава пелопоннесской школы Поликлет изображал юных атлетов и выработал идеальные пропорции (канон) человеческого тела. Из великих мастеров последующего времени Скопас дал выражение глубокой эмоции, Пракситель—изящества и пробуждающейся страстности юного существа. Скопас блестяще решил проблему пространст-венности в скульптуре. С. древней Греции была предметом подражания для позднейших эпох. Для римской С. (бюсты, статуи, рельефы) характерны портретность в передаче человека и точность в изображении событий (см. Римское искусство).

С начавшимся в 3 в. разложением (т. н. варваризацией) античной культуры и распространением христианства в Римской империи

начался длительный период упадка С. Новая религия чуждалась этого искусства (особенно статуарной С.), опасаясь поощрить языческий культ «идолов* (изваяний). Новое развитие С. в Зап. Европе, после глубокого падения (5—

10 вв.), начинается лишь с расцветом романского стиля, первоначально в тесной зависимости от архитектуры. Таковы статуи порталов романских и готических соборов (в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге, Наумбурге и др.). Освобождение С. из-под давления зодчества завершилось в эпоху Возрождения, прежде всего в Италии, где гуманизм, в противовес средневековому мировоззрению, объявил человека совершенным существом. Пышному расцвету С. эпохи Возрождения (Гиберти, Донателло, Мике ль Анджело) способствовало глубокое изучение остатков античного (греко-римского) искусства. С. итальянского Возрождения является высшей точкой в истории развития новоевропейской пластики. Особый характер приобретает С. в искусстве барокко: живописность преобладает над пластичностью как таковой (скульптуры Бернини в Италии. Пюже во Франции. Шлютера в Германии). Представляющая собою дальнейшее развитие барочного искусства манерная скульптура стиля рококо вступает в предреволюционные годы 2-й половины 18 века и в начале 19 века в новую фазу развития—классицизм. Этот строгий стиль выразился, с одной стороны, в реализме французского скульптора Гу дона, с другой стороны—в попытке'возрождения скульптуры путем подражания античному искусству (классицизм итальянца Пановы, датчанина Торвальдсена и др.).

ВС. 19 в. нашли свое отражение господствовавшие в искусстве и литературе направления—классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и др. Нередко С. носила отпечаток эклектизма, компромисса между господствующими течениями в искусстве. Крупнейшими представителями романтизма (на реалистической основе) были французские скульпторы Рюд и анималист Бари. Реализм, смягченный классицизмом, был представлен в произведениях немецких скульпторов Шадова и Рауха. Романтикой окрашено оригинальнее творчество реалистов Карпо и его последователя Далу (участника Парижской коммуны). Импрессионистом в С. был Роден. Для скульптурного импрессионизма характерны живописное восприятие формы, интерес к игре светотени и асимметричность композиции. Культ оптической видимости вещей и «случайности» в трактовке произведения у импрессионистов вызвал реакцию, выразившуюся в искании замкнутости и уравновешенности композиции, обобщенности формы. Разрешение этих проблем нек-рые скульпторы (Бурдель, Майоль) искали в под-ражании архаике, в начальных стадиях древнего искусства; другие (Архипенко)—в кубизме с его абстрактными, формалистическими конструкциями. Кубистические искания стиля знаменовали упадок буржуазного искусства.

В древнерусском искусстве С. не находила благоприятных условий для своего развития. В 18 веке ряд крупных произведений монументальной С. был выполнен иностранными художниками (К. Б. Растрелли Старшим и создателем памятника Петру I—Фальконе). Но уже в лице Ф. И. Шубина (2-я половина

18 века), портретное творчество которого носит печать реализма, русская С. имеет замеча-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.