89    РЕПЕР—РЕПРИЗА    90

гіѳйником называют виды растений Agrimonia семейства розовых.

Р Е' П Е Р — геодезический знак, служащий опорной или поверочной точкой при нивелировании. На Р. отмечается высота над уровнем моря, особо важные направления, трассы и т. п.

РЕПЕРТУА'Р (франц.)—подбор драматич. произведений, опер и т. п., исполняемых данным театром, а также подбор ролей, лит.-художественных и муз. произведений данного актера, певца, музыканта и т. д. Р. отражает в некоторой степени творческие особенности и устремления театра, исполнителя.

РЕПЕТИ'ЦИЯ — предварительное исполнение частями или полностью пьесы, сцены для киносъемки , концерта, цирковой постановки и т. п. Количество Р. зависит от сложности пьесы, квалификации актеров, сценических условий. Генеральная Р. для театра, цирка и т. п.— последняя Р., исполняемая в костюмах при полной обстановке с приглашением зрителей; для концерта—точное воспроизведение предстоящего выступления в полном составе всех участников.

РЕПИН, Илья Ефимович (1844—930)—великий русский живописец, один из крупнейших представителей реализма в мировом искусстве 19 в. Родился в гор. Чугуеве (б. Харьковской губ.) в семье военного поселянина, б. кантониста. С детства проявлял страсть к рисованию, которому позднее отдавал весь свой досуг, учась в военно-топо-графйческой школе. В1863 Репин едет в Петербург и поступает в Академию художеств в самый разгар борьбы молодых художников, учеников Академии, с мертвыми школьными традициями. Душой этого «бунта* был Крамской, который оказал большое влияние на начинающего Р. своей горячей, убедительной проповедью «жизненной правды»в искусстве. Уже в программной картине, написанной в Академии,—«Воскрешение дочери Иаира*(1870—71)— Р. поражает мастерством и жизненно-реалистической трактовкой академической темы.


Высокое чувство гуманности и человечности обнаруживает подлинно народную основу творчества Р. Начало его широкой популярности связано с картиной «Бурлаки», первый п второй варианты к-рой были выставлены в 1872 и в 1373. Картина явилась результатом наблюдений, сделанных Р. во время его поездки по Волге п зафиксированных в массе зарисовок и эскизов. В фигурах бурлаков, тянущих барку, Р. выразил свою горячую любовь к жестоко эксплоатируемому трудовому- народу.

После возвращения из заграничной поездки <1873—76), которую Р. предпринял в качестве пенсионера Академии, он становится деятельным членом товарищества передвижников и на нек-рое время поселяется в Москве. Здесь еще <5олѳе обостряется интерес молодого художника к темам и сюжетам из жизни угнетенного народа своей родной страны. К этому времени относятся этюды к «Проводам новобранца» <1878—79) и к одной из замечательнейших картин Р.—«Крестный ход» (1880—83), в к-рой художник показывает бездушное ханжество «власть имущих», дает яркую картину классовых группировок тогдашней России и союза царизма с религией. В годы реакции конца 70-х и 80-х гг. симпатии Р. к революционному движению нашли свое отражение в ряде картин, к-рыев свое время не могли фигурировать на выставках и становились доступны публике лишь при посещении мастерской прославленного художника. К ним принадлежат «Арест пропагандиста» (1878) и одно из удивительнейших по своему драматизму и глубине содержания произведений—«Не ждали» (1884). Значительное место в разностороннем творчестве Р. занимает ряд исторических и историко-бытовых картин, поражающих смелостью своего реализма и захватывающим пафосом композиций: «Правительница Софья в монастыре» (1879), «Иван Грозный и его сын* (1885), «Запорожцы» (1891) и др. Глубокое знание психологии человека, умение сочетать социальную характеристику с индивидуальной определяют Р. как величайшего портретиста. Многочисленные портреты Р. выполнены в свободной манере широким мазком [Пирогов, Рубинштейн (1881), Стасов (1896), Витте (1903) и др.; групповой портрет «Заседание государственного совета» (1902—03); портреты JI. Толстого: «Толстой под деревом*(1891), «Толстой на пашне»(1887)]. Р. по праву считается одним из лучших мировых портретистов. Лучшие произведения Р. собраны в Третьяковской галлерее (Москва) и ленинградском Русском музее. Выставки произведений Р. в Москве (1936) и Ленинграде (1937), имевшие громадный успех, показали широкую популярность великого художника среди трудящихся масс СССР.

Лит.: Репин П.. Воспоминания, статьи и письма из заграницы, под ред. Н Северовой. СПБ. 1901; его же, Бурлакп на Волге. [1868—18701, П., [1922]; е г о же, Далекое—близкое, М.—Л., 1937; Грабарь И., Репин, т. I—II, М., 1937.

РЕ'ПЛИНА (франп.) — 1) краткое замечание, возражение (напр. Р. с места оратору и т. д.). 2) В театральной пьесе—ответ одного из действующих лиц на последние слова партнера («подавать реплику»).

РЕПОЛОВ—птица семейства вьюрков, то же, что коноплянка.■

РЕПОРТЕ'Р (англ.)—сотрудник газеты, дающий информационный материал о событиях и происшествиях, а также по вопросам местной жизни. Р.—неотъемлемое звено редакционного аппарата периодич. печати.

РЕПРЕССА'ЛИИ—форма международного принуждения в виде ответа одного государства на неправомерные действия другого государства неправомерными же, хотя бы и иного рода действиями. Р. применяются к иностранному гос-ву, его гражданам и имуществу (например обстрел портов Венесуели в 1902 англо-герм.-итал. эскадрой, арест греческих судов Турцией в 1912, оккупация Италией греческого острова Корфу в 1923 и т. д.). В принципе Р. должны соответствовать в своем объеме правонарушению другой стороны. Однако в ряде случаев (например японские военные действия в Маньчжурии в 1931 и следующих годах) Р. служат ширмой, прикрывающей насильственный захват империалистическими государствами территорий др. стран.

РЕПРЕ'ССИЯ (лат.)—карательная мера. Репрессивны й—карательный.

РЕПРИ'ЗА (муз.)—1) точное или варьированное повторение" муз. эпизода. Особое значение имеет реприза в сонатном аллегро (см. Соната); 2) знак повторения.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.