911    СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ    912

Штаты Америки, М.—Л., 1928; Перельман 3., История тред-юнионистского движения в Соединенных Штатах, пер. с англ., М.—Л-, 1927; Саймонс А., Социальные силы в американской истории, пер. с англ., М., 1925; Зорге Ф-, Рабочее движение в Соединенных Штатах, пер. с нем., СПБ, 1907; Бимба А.. История американского рабочего класса, пер. с англ., М., 1930; Хплкуит М.. История социализма в Соединенных Штатах, 2 изд., П., 1920; Лей д лер Г., Концентрация ьапитала в американской промышленности, М., 1934.

Литература Соединенных штатов Анерики—см. Се-

веро-американская литература.

Музыка. Музыкальная культура США сложилась на основе взаимодействия многих национальных культур. Еще до прихода в Америку европейцев туземные индейские племена создали богатый музыкальный фольклор (обрядовые, воинственные, трудовые, любовные, «врачеваль-ные» песни). Крупный вклад в американскую музыку внесли негры, выходпы из Африки (духовные гимны, лирические «блюзы», трудовые песни, песни протеста). Различные по национальному характеру песни были привезены европейцами-колонистами. Суровые условия существования первых европейских поселенцев в Новом свете мало способствовали развитию музыкального искусства. «Светская» музыка, в особенности инструментальная, подвергалась гонению со стороны пуританской церкви в Новой Англии. Традиции народного творчества, однако, продолжали жить среди колонистов. Ковбои, лесорубы и сплавщики, моряки создавали новые оригинальные песни. В 18 в. появляются первые певческие школы, издаются сборники народных песен, растет интерес к музыке. Со второй половины 18 в. в Америку начинают приезжать из Старого света музыканты и певцы, к-рые знакомят население крупнейших городов с произведениями европейских композиторов. Первыми американскими композиторами были: Ф. Гопкинсон (1737—1791), автор оперы «Храм Минервы» (1791), прославляющей союз Америки с революционной Францией; В. Биллингс (1746— 1800), автор многих песен и гимнов (в том числе революционного гимна «Chester»), основатель старейшего в США музыкального общества (1786); Д. Лайон (1735—94). Целое поколение американских музыкантов воспитал композитор Л. Месон (1792—1872). Ярким дарованием обладал С. Фостер (1826—64), автор популярных лирических романсов.

Значительный подъем муз. культуры в США наступил после Гражданской войны 1861—65. Во многих городах создаются снмфонич. оркестры, открываются школы и консерватории, оперные театры (в Нью Иорке в 1863—«Метрополитенопера»). В США съезжаются крупнейшие европейские виртуозы, певцы, дирижеры. Солидным профессиональным мастерством обладали американские композиторы Д. Пейн (1839—906),

А. Фут (1853—937), Г. Паркер (1863—919), Д. Чадвик (1854—931), Ч. Лофлер (1861—935). Виднейшим представителем старой школы был Э. Мак-Доуэл (1861—908), в творчестве к-рого сильны немецкие романтические влияния. Наиболее самостоятельные его сочинения связаны с использованием американского фольклора («Indian suite»). В 20 в. в музыке США распространяются модернистические течения (Ч. Айвс, К. Регглс, У. Риггер, Г. Коуэл, Р. Гаррис, Р. Сешенс, Д. Антейл, А. Копланд). Более умеренные тенденции проявляют Д. Тейлор (оперы «Паж короля», «Питер Иббетсон»), Д. Карпентер (балеты «Дикая кошка» и «Небоскребы») и JI. Грюнберг (опера «Император Джонс»). В творчестве двух последних сказываются влияния джаза. Т. н. американская популярная музыка (джаз, модные песенки, ревю) культивируется целой армией композиторов и авторов текста и находит чрезвычайно широкое распространение через эстраду, радио, граммофонные пластинки, звуковое кино. Самым выдающимся и талантливым мастером джазовой музыки является Дж. Гершвин (1898—937), создатель т. н. симфонического джаза, автор «Rhapsody in blue* («Рапсодии в виде блюза») и негритянской оперы «Порги и Бесс». Среди американских исполнителей выделяются знаменитый скрипач Егуда Менухин, негритянская певица Мариан Андерсон и др. Ряд симфонических оркестров (Нью Иорк, Филадельфия, Бостон) пользуется мировой репутацией (одним из лучших мировых дирижеров является Стоковский). Из музыкальных учебных заведений наиболее известны Музыкальный институт в Филадельфии и Музыкальная шкала Джульярда в Нью Иорке. В' США гастралпруют лучшие музыкальные силы других стран. Однако значительная масса музыкантов в США страдает от1 безработицы, сильно увеличившейся за годы кризиса. Рабочее музыкальное движение США потучпло большое развитие после первой мировой империалистической войны. Почти при всех профсоюзах и иммигрантских группах существуют хоровые п музыкальные объединения и коллективы. В 1932 в Нью Иорке образован Котлектив композиторов, к-рый в сотрудничестве с музыкальными клубами им. П. Дегейтера ведет большую деятельность по музыкальному воспитанию трудящихся масс. Члены этого коллектива А. Копланд, Р. Сешенс, Я. Шейфер (1888—936), М. Блицштейн, Л. Адомян, Э. Сиг-мейстер и др. создали ряд вокальных и инструментальных сочинений на революционную тематику. Среди американских рабочих распространено немало боевых песен—песни «Индустриальных рабочих мира», песни забастовщиков, безработных И др.    Г. Шнеерсон.

Театр США возник и развивался под алиянием европейского театра. Первые постоянные спектакли появляются в середине 18 века и копируют содержание и методы театра Западной Европы (гл. обр. Англии). Оригинальный репертуар начинает создаваться на рубеже 18 и 19 вв. (пьесы Вильяма Дэнлопа, «отца американской драмы», и др.). В конце 19 и нач. 20 вв. утверждаются специфическп-амернканскпе формы театрального предпринимательства—трестированный коммерческий театр. В театре США этого времени расцветают стандартная мелодрама, оперетта с экзотикой и пышной декоративностью, мюзик-холльные «ревю» .(обозрения) с танцами бесчисленных «герлс».помпезнооформленные,с эффектными сценич. трюками, при палном отсутствиі} сколько-нибудь значительного идейного содержания. Коммерческий театр становится оплотом художественной консервативности, ограничиваясь совершенствованием сценич. техники, внешней зралищной стороной. Прогрессивные силы американского театра сосредоточиваются в борьбе за любительский «маленький театр», зародившийся в первом десятилетии 20 в., в к-ром объединяются передовые алой американской художественной интеллигенции. «Маленькие театры» борются за художественно доброкачественный репертуар, за обновление сценич. средств, за освоение опыта передовых театров Европы и в особенности советского театра. Большую роль в движении «маленького театра» играют студенческие коллективы, создающие в ряде учебных заведений экспериментальные театральные базы. Носи




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.