941    СОМАТИЧЕСКИЕ КЛЕТКИ—СОНА Тл    942

СОМАТИ'ЧЕСНИЕ НЛЕТКИ—см. Сома.

СОМАТИЧЕСКИЙ (от греч. «сома»—тело)—телесный, относящийся к телу.

СО'МБА (Zomba, Somba) — гл. юрод брит, колонии Ньяссаленд в Юго-Восточной Африке; ок. 3 т. ж. (1931), в т. ч. свыше 90% негров.

СОМКНУТЫЙ СТРОЙ—построение войск, при котором бойцы располагаются вплотную друг к другу (на ширину ладони между локтями).

СО'ММА (Somme)—река на С. Франции, впадает в Л а Манш. Дл. 245 км, из к-рых судоходны лишь 34 jc.it; далее, до гор. Сен Валери (в бухте С. близ устья), параллельно руслу С. проведен судоходный канал, дл. 156 км, с 25 шлюзами. С. соединена каналами с pp. Шельдой и Уазой. В районе С. в 1916 происходило одно из крупнейших сражений 1-й мировой империалистич. войны. В 1940 в этом районе также развернулись ожесточенные боевые столкновения.

СОМНАМБУЛИ'ЗМ (лат.) — хождение во сне; наблюдается у нервных детей, при истерии, эпилепсии.

СОМОВ, Константин Андреевич (1869—939)— русский живописец и график, видный представитель группы «Мир искусства». Основное содержание творчества С.—стилизованное в духе французского рококо воспроизведение прошлого, гл. обр. жизни дворянства 18 в. Произведения С. отличаются большим мастерством рисунка. Творчество С. проникнуто утонченной эротикой. Наиболее ценные произведения С.— серия больших портретов, находящихся в Третьяковской галлерее в Москве: «Дама в голубом» (портрет Е. Мартыновой), а также портреты Г. Гиршман (1910), Е. Носовой (1910) и др.

Лит.: Соколова Н., Мир искусства, М.—.Л., 1934.

СОМХЕТСКИЙ ХРЕБЕТ—краевой хребет Восточного Закавказья, составляет водораздел правых притоков реки Куры. Сомхетский хребет расположен на границе Армянской ССР и Грузинской ССР.

СОН—физиологическое состояние, период покоя, наступающий по б. ч. через правильные промежутки времени. Во время С. значительно понижается, а иногда и совершенно исчезает, способность восприятия внешних раздражений и вообще возбудимость высших отделов центральной нервной системы. В организме во время С. происходит восстановление веществ и энергии, израсходованных в течение бодрствования; центральная нервная система, особенно кора головного мозга, освобождается от нек-рых продуктов обмена веществ, накапливающихся во время бодрствования. Лежандр и Пьерон извлекали эти ядовитые вещества из мозга и впрыскивали нормальным выспавшимся животным, чем вызывали у них глубокий длительный С. Для объяснения явлений С. был предложен ряд теорий (теория утомления, аутоинтоксикации и др.), но они объясняют лишь отдельные моменты, сопутствующие и содействующие нормальному С. По теории академика П.П. Павлова, С. представляет внутреннее торможение, разлившееся по всей коремозга и захватившее нижележащие части мозга. Имеется предположение о существовании особого центра С. (в области III желудочка), регулирующего состояния бодрствования и С. Полностью явления С. до сих пор еще не объяснены.

У человека (так же, как и у других животных) при глубоком С. понижается общий обмен веществ и совершенно прекращается психическая деятельность; возобновляется она (в виде сновидений) обычно лишь незадолго перед пробуждением. Сохраняющиеся во время С. реакции на внешние раздражения относятся к более простым мозговым отправлениям, к т. н. рефлекторным движениям. Веки глаз во время С. закрыты, зрачки сужены, пульс и дыхание замедлены. Тотчас после засыпания С. бывает наиболее глубоким. Количество часов, ' потребных для С., у людей разного сложения, возраста и занятий различно. Оно колеблется от 6 до 8 часов в сутки. Под старость потребность в С. сокращается до 4—5 часов; в младенческом возрасте, наоборот, она очень высока. Усиленная умственная или физическая работа увеличивает 11 р о до лжи тел ыю сть и глубину С., но при переутомлении, большом умственном напряжении наблюдается обратное. Болезненные изменения С. могут быть качественного или количественного характера. Различают чересчур короткий сон, доходящий до бессонницы, или очень долгий, доходящий до летаргии, к-рую не следует смешивать с нормальной периодической спячкой, свойственной, напр., зимой многим животным. Ср. также Гипнотизм, Сомнамбулизм, Фрейдизм, Сновидение, Сонная болезнь.

СОН РАСТЕНИЙ—явление изменения положения нек-рых органов растений на ночь, напр, складывание листьев (особенно ясно у многих мотыльковых), закрывание соцветий или цветков (маргаритка, шафран) и т. д. Обусловливается неравномерным ростом верхней и нижней сторон этих органов. Вызывается переменами в освещении и температуре. Часто имеет защитное значение (от оседания росы, от ночного охлаждения).

СО’НА (Sa6ne)—река на В. Франции, крупнейший приток р. Роны; начинается в Вогезах, впадает в Рону у гор. Лиона. Дл. 482 км. Судоходна на протяжении 374 км от устья. Плавное, спокойное течение. Судоходный путь по С. сокращен многочисл. шлюзованными каналами (всего 33 шлюза). С. соединена Центральным каналом с р. Луарой, Бургундским и Марнским-—с р. Сеной, Восточным—с р.Мозелем, Ронским—с р. Рейном. Важнейшие притоки: левые—Ду и Оньон, правый—Уш.

СОНА'Р (от итал. sonare—звучать)—электрич. музыкальный инструмент, изобретенный сов. инженером Н. С. Ананьевым. С. основан на интерференции электромагнитных колебаний (биений). Охватывая все звуки, слышимые человеческим ухом, С. позволяет исполнять партии любого инструмента оркестра, начиная от самых высоких и кончая самыми низкими.

СОНА'ТА (итал. sonata от sonare—звучать)— первоначально (16—17 вв.) название инструментальной. муз. пьесы, одночастной или многочастной, не имевшей определенной структуры. Сначала появились С. для органа и для смычковых инструментов, затем—для клавишно-струнных инструментов (клавесина и клави-корда). В 17 в. преобладал жанр т. н. трио-сонаты (для 3 или 2 смычковых инструментов с аккомпанементом органа или клавесина), существовавший до середины 18 в. В развитии С. большую роль сыграли Корелли, Тартини, И. С. Бах (скрипичные С.), Иоганн Кунау (1660—722), Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах (клавирные С.) и др. Современная форма С. окончательно выкристаллизовалась во 2-й пол. 18 в. в творчестве «венских классиков»—Гайдна и Моцарта—и достигла полного развития у Бетховена.

Классический тип С. представляет произведение для одного или двух инструментов, со-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.