943    9-U    СОНАТИН А—СОПРОТИВЛЕНИЕ

стоящее из трех пли четырех частей, образующих т. и. циклическую сонатную форму. Все части С. внутренне связаны между собой, объединены общей идеей, составляют единое целое. Но они контрастируют друг с другом по характеру, настроению, темпу. Каждая часть С. обычно имеет б. или м. самостоятельное значение, законченный вид, замкнутую форму. Типичное соотношение темпов отдельных частей классической четырехчастной С.: быстрый — медленный—оживленный—быстрый (или очень быстрый).

Важнейшей составной частью С. (циклической сонатной формы) является сонатное аллегро (часто наз. просто сонатной формой или схемой), к-рое состоит из экспозп-ц и и—изложения двух тематически контрастирующих партий (т. н. главной и побочной), часто с добавлением т. н. заключительной партии, разработки, образуемой путем развития характерных элементов экспозиции, и реприз ы—видоизмененного повторения экспозиции, после чего часто следует еще кода, завершающая развитие музыкального целого.

2-я часть С. носит б. ч. лирически-певучий характер и строится обычно в развитой песенной или вариационной форме, нередко также в сжатой сонатной схеме. 3-я часть пишется чаще всего в форме скерцо (до Бетховена—в форме менуэта)', в трехчастной С., а также в концерте, отсутствует именно эта часть. Последняя часть С. (финал) пишется, как правило, в форме рондо или в смешанной форме рондо-сонаты (реже в схеме сонатного аллегро или вариаций). У Бетховена в последний период его творчества нередко встречаются двухчастные ф.-п. С. У него же заметно стремление, более ярко выявившееся у последующих композиторов, преодолеть непрерывным развитием замкнутость отдельных частей. Лист создал форму большой одночастной С., состоящей из ряда эпизодов, контрастирующих между собой по характеру, но объединенных общностью муз. тем (мотивов).

В циклической сонатной форме пишутся обычно наиболее глубокие и значительные по содержанию муз. произведения. Преобладающее значение в сонатном творчестве последних 200 лет имеют ф.-п. С., затем С. для скрипки и ф.-п., виолончели и ф.-п. и т. д. Из С. Бетховена наиболее известны: «Appassionata*, «Патетическая», т. н. «Лунная* и др.—для ф.-п., «Крейцерова»—для скрипки и ф.-п. Видное место в ф.-п. музыке занимают также С. романтиков—Шуберта, Шумана, Шопена. В истории русской музыки начала 20 в. следует отметить ф.-п. сонаты Скрябина и Прокофьева.

СОНАТИ'НА—небольшая соната, несложная по содержанию и нетрудная по технике исполнения. Состоит обычно из двух или трех (редко четырех) частей.

СОНЕ'Т — стихотворная форма из 14 строк; состоит из 2 частей: первая—из 2 катренов (по 4 строки), связанных единой рифмовкой, вторая—из 2 терцетов (по 3 строки). С. впервые развился в Италии; мастерами С. были Данте, Петрарка и Шекспир. В России С. появился в 18 в., но особого распространения не получил (известен сонет Пушкина—«Суровый Дант не презирал сонета...»).

СОНИ, Myoxidae—семейство из отряда грызунов; похожи на белку: узкая голова, острая мордочка, большие глаза; живут на деревьях, редко в норках. Подвержены зимней спячке, питаются плодами и семенами, а также насекомыми. Очень прожорливы, вредят плодовым садам. Представители: полчок, водится на Ю. и В. Европы, лесная С.—на С. и Ю. СССР (до Урала) и садовая С.

СОН НУЛЬ—озеро в центре Киргизской ССР, в с.-з. части Центр. Тянь-шаня. Расположено на выс. 2.865 .ч к Ю.-З. от гор Терскей-Алатау. Окружено горами. Площ. 258 кмг. Берега покрыты хорошими пастбищами.

СОННАЯ АРТЕРИЯ—большая парная артерия, проходящая по обеим сторонам шеи вдать дыхательного горла; доставляет кровь к готове, мозгу и органам шеи. Ранение С. а. очень опасно и часто бывает смертельным.

СОННАЯ БОЛЕЗНЬ — заболевание, вызываемое заражением человека болезнетворными микроорганизмами из группы трипанозом; возбудитель передается через укус мухи цеце. Начинается сильной лихорадкой, увеличением селезенки, расстройством психики, сильными головными боіями, апатией и постепенно прогрессирующей сонливостью. Распространена гл. обр. в Сев. и Средней Африке в тех местах, где водится муха цеце. С. б. дает очень высокую смертность. См. также .Энцефалит.

СОНО'РНЫЕ СОГЛАСНЫЕ—в фонетике те звонкие (плавные и носовые) согласные, в образовании к-рых гоіос (музыкальный тон) преобладает над шумом, т. е. р, л, м, н (и соответствующие им мягкие).

СОН-ТРАВА—раннее весеннее растение. См. Прострел.

СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ—резервуары для жидкости, соединенные между собой трубой. В С. с. однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Применяются в технике (водопровод, водомерное стекло и т. п.). Если один сосуд заполнен одной жидкостью, а другой— жидкостью, отличной от первой по удельному весу, то высота уровней обратно пропорциональна удельным весам запотаяющих сосуды жидкостей.

СООБЩЕСТВО в биологии — объединение животных (чаще одного и того же вида) или растений в определенную постоянную или временную группу. См. Стая, Стадо, Базары птичьи, Фитоценоз.

СОПИЛКА, сопілка — украинский народный музыкальный инструмент в виде дудки с 6 пальцевыми (звуковыми) отверстиями.

СОПКА—термин, применяющийся в разных местах для обозначения гор, имеющих различное строение и вид: 1) на юге (Керченский п-ов, Кавказ) С. называются грязевые вулканы; 2) на Камчатке—вулканы действующие и потухшие; 3) на Урале, в Сибири, Вост. Туркестане и Маньчжурии—безлесные вершины гор.

С0ПЛ0ДИ Е—собрание плодов, развившихся из отдельных цветков скученного соцветия и представляющих как бы один плод, напр, ананас, тутовая ягода, винная ягода, или инжир.

СОПРА'НО (итал.)—самый высокий из женских голосов. С. подразделяется на колоратур н о е С.—наиболее высокое и подвижное, лирическо е—более мягкое и выразительное и драматнческо е—наиболее сильное и наименее высокое.

СОПРОТИВЛЕНИЕ, 1) С. электриче-с к о е—основная величина, характеризующая электропроводность различных тел. Для металлов, электролитов и нек-рых других проводников справедлив закон Ома, согласно к-рому напряжение между концами проводника пропорционально силе тока, проходящего в нем.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.