971    СОЦИАЛИЗМ    972

ским преодолением немецкой классической фи- ; лософии, английской политич. экономии, франц. социализма. Идея, мечта о переустройстве общества на коммунистич. основах, о социальном строе, где бы не было богатых и бедных, угнетателей и угнетенных, живет в народных массах с глубоких времен, с той поры, когда возникло классовое общество, появились эксплоататоры и эксплоатируемые. Острота классовой борьбы в недрах феодального общества, самостоятельные движения того класса, который был более или менее развіггым предшественником современного пролетариата, породили проблески коммунистических идей, нашедших наиболее отчетливое выражение у Мюнцера, к-рый под «царством божиим» на земле понимал такой общественный строй, в к-ром нет ни классовых различий ни частной собственности. Заря капиталистического способа производства, породившая обострение гнета и нищеты, дала в 16—17 вв. гениальные по своим догадкам творения Т. Мора, Ф. Кампанеллы, а в 18 в. уже прямо коммунистические теории—Мабли, Мо-релли. Отсутствие историч. предпосылок для осуществления С. привело к тому, что их идеи не стали той общественной силой, к-рая организует и мобилизует массы, сплачивает их в политич. армию борцов за новый общественный строй. Они остались одиночками. Коммунизм Бабёфа, выросший на опыте бурж.-демократич. революции во Франции конца 18 в., несмотря на уравнительно-потребительский характер, сочетал еще неразвитые идеи коммунизма с идеями революционной диктатуры. Свержение феодализма и возникновение капиталистич. общества с его новой системой угнетения и эксплоатации вызвали к жизни социалистич. учения, выражающие протест против него. Но на ранней стадии капитализма, в силу неразвитости классовой борьбы, эти социалистич. учения носили утопический характер. Великой исторической заслугой со-циалистов-утопнстов—Сен-Симона, Фурье, Оуэна—была их острая и глубокая критика капиталистического Общества, их яркие и плодотворные мысли об организации производства и труда. Но, критикуя капитализм, осуждая и проклиная его, социалисты-утописты оставались на почве идеалистич. понимания историч. процесса, они не умели ни разъяснить сущности наемного рабства при капитализме, ни раскрыть законы развития капитализма, ни найти ту общественную силу, к-рая стала бы творцом нового общества, и тем самым они нѳ могли указать действительного выхода из рабства и нищеты. Для них С. являлся не объективной необходимостью, вытекающей из законов общественного развития, а мечтой, реализация к-рой возможна лишь при согласии самих капиталистов. Для утопич. С. характерен отказ от классовой борьбы, от революции. «Социалистические мечтания превратились в социалистическую борьбу миллионов людей только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса» (Ленин, Соч., т. VIII, стр. 364). Маркс и Энгельс создали теорию научного социализма—учение об услсь виях освобождения пролетариата, превратили социализм из утопии в науку. Научный социализм Маркса—Энгельса вырос и развился в борьбе с различными разновидностями мелкобуржуазного С., для к-рого характерно непонимание материалистич. основы развития ис-торич. процесса, непонимание роли и значения каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократич. преобразований якобы социалистич. фразами «о народе», «праве», «справедливости». Мелкобуржуазный С. утопичен, ибо он мечтает о С. без классовой борьбы, он реакционен, ибо затушевывает эту классовую борьбу, ратует за примирение классовых противоречий. Гениально обобщив опыт борьбы масс, Маркс и Энгельс открыли законы исторического развития общества, показали подлинное содержание историч. процесса, идущего чёрез классовую борьбу, через диктатуру пролетариата к коммунизму. Впервые в истории социализм перестал бьггь мечтой угнетенных масс, а стал наукой, теорией, зовущей к борьбе, организующей эту борьбу.

Неизбежность краха капиталистич. общества и его превращение в общество социалистическое Маркс всецело вывел из экономического закона движения капиталистического общества. Развивая производительные силы, расширяя и укрепляя господство капиталистич. производственных отношений, капитализм тем самым воспроизводит в расширенном виде все свои внутренние противоречия, прежде всего решающее противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения. Все возрастающая концентрация и централизация капитала означает все возрастающую эксплоатапию рабочего класса, его относительное и абсолютное обнищание, постоянный рост социального неравенства, рост и обострение классовой борьбы пролетариата. Маркс и Энгельс открыли историческую роль пролетариата, единственно до конца революционного класса, чьей историч. миссией является ниспровержение капитализма, экспроприация экспроприаторов. Марксу и Энгельсу было чуждо понимание краха капитализма как автоматического процесса, они показали, что от степени классовой сознательности пролетариата, его организованности, наличия у него революционной партии зависит возможность сокращения историч. сроков капитализма. Маркс и Энгельс дали цельное' учение о пролетарской революции как насильственном акте низвержения капитализма, замены капиталистич. собственности собственностью социалистической. В борьбе с мелкобуржуазным С. и анархизмом Маркс и Энгельс показали, что С. не родится готовым из капитализма, что между капиталистич. и коммунистич. обществом лежит период революционного превращения первого во второе, что этому периоду соответствует и политически переходный период, в котором государство не может быть не чем иным, как революционной диктатурой пролетариата. Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме. Оно нашло свое великое подтверждение и проверку на опыте СССР. Практика классовой борьбы показала, что только через вооруженное восстание, гражданскую войну, только подавив сопротивление эксплоататорских классов, осуществив свою диктатуру, пролетариат может построить социалистич. общество.

В анализе коммунистич. общества Маркс исходит из того, что коммунизм происходит из капитализма, исторически развивается из него, что сила, свергающая капитализм, —пролетариат—им порождена. Маркс различает две фазы коммунизма: низшую—С. и высшую—




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.