101    РЕФЛЕКТОР- РЕФОРМАЦИЯ    102

ных (сочетательных) Р. является кора полушарий головного мозга; животное, лишенное полушарий головного мозга, несмотря на целость органов чувств, навсегда утрачивает способность различения особенностей действующих на него раздражителей. Метод условных (сочетательных) Р. применяется для изучения поведения не только животных, но и человека. В настоящее время этот метод применяется как к взрослым, так и к детям для изучения фи-зиологич. стороны их поведения. См. Условные рефлексы.

Исследование Р. играет большую роль для диагноза ряда нервных заболеваний и их локализации.

Лит.: Павлов И., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.Условные рефлексы,сб-ст., 6 изд., М—Л.,1938; его же, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 2 изд., М.—Л., 1927; Бехтерев В., Мозг и его деятельность, посмертное изд. под ред. А.Гер-вера, М.—Л., 1928; его же, Работа головного мозга (с рефлексологической точки зрения), Л., 1926; Фролов Ю., И. П. Павлов и его учение об условных рефлексах, М.—Л., 1936.

РЕФЛЕ'КТОР1) телескоп, основанный на применении отражающих свет зеркал. 2) Деталь световой или тепловой арматуры, назначение к-рой состоит в отражении световых или тепловых лучей в желаемом направлении. Рефлектор обычно имеет форму параболоида вращения; применяется в прожекторах. 3) В радиотехнике назначение рефлектора—направить излучение электромагнитных волн передающей радиостанции узким пучком в нужном направлении.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА—см. Рефлексы.

РЕФО'РМА (лат.)—преобразование, в частности политическое, проводимое законодательным путем без нарушения основ существующего строя. Ср. Революция, Реформизм.

РЕФОРМАТО’РИЙ—в бурж. странах место заключения для молодых преступников, ставящее своей задачей их перевоспитание; в действительности в Р. молодые преступники в силу самой системы окончательно развращаются и гибнут.

РЕФОРМАТЫ—приверженцы протестантской церкви, основанной Цвингли и Кальвином.

РЕФОРМА'ЦИЯ—общее название, применяемое к сопиально-политич. движениям 16 в. в Зап. Европе, которые были облечены в форму религиозной борьбы против римско-католнч. церкви и ее союзников. В Р. проявилась борьба самых различных классов средневекового общества против феодализма. Эта борьба, по словам Энгельса, «в зависимости от условий времени... выступает то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. VIII, стр. 129). То, что классовая борьба против феодализма приняла форму религиозной борьбы, объясняется условиями того времени, когда «великим интернациональным центром феодальной системы была римско-католическая церковь*. «Свою собственную иерархию она установила по феодальному образцу, п в конце концов она была самым крупным феодальным владетелем» (Энгельс, Введение к англ. изд. брошюры «Развитие социализма от утопии к науке», в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 295). С развитием денежного х-ва и торговли все ярче выявлялся паразитизм церкви, жадно накоплявшей богатства. Духовенство и папский двор, ведя роскошный п праздный образ жизни, поглощали колоссальные средства п изощрялись в поисках новых доходов из разных стран, лежавших к С. от Альп. Эксплоатация верующих была доведена до крайних пределов, причем громадные доходы извлекались из торговли разного рода реликвиями и отпущениями грехов (индульгенциями). Авторитет католической церкви начинал падать, и ненависть к ней выросла в самых различных классах населения.

Начало Р. приурочивают обычно к моменту, когда Лютер прибил к стене церкви в Виттенберге свои тезисы против папских индульгенций (1517). Против папской власти выступила значительная часть германского общества. В

1521 на Вормсском сейме Лютер и его приверженцы были отлучены от церкви. Вскоре в движении произошел раскол. Умеренная Р. господствующих классов (князей и верхушки буржуазии), возглавляемых Лютером, не могла удовлетворить широкие массы, к-рые в своих требованиях шли дальше и стремились религиозную Р. связать с более или менее коренным социальным переустройством общества. При этом каждый класс выдвигал требования, соответствовавшие его классовым интересам. Движения крестьянства, вылившиеся в Крестьянскую войну в Германии, и мелкого рыцарства (Рыцарское восстание) были раздавлены при активной поддержке Лютера и его сторонников, испугавшихся размаха крестьянского движения. Потерпела неудачу и попытка наиболее революц. элементов Р. (ремесленных и пролетаризованных слоев) провести в жизнь идеи первохристпанского социализма в форме идеализированной перво-христианской общины (анабаптисты). Борьба между союзниками католич, церкви—императорами из Габсбургского дома и нек-рыми южно-герм. князьями, с одной стороны, и протестантскими князьями и городами—с другой, завершилась жестокой и продолжительной Тридцатилетней войной. В итоге Р. в значит, части' Германии (преимущ. на С.) укрепился протестантизм в форме учения Лютера (лютеранство), и местные церкви были подчинены светской (княжеской) власти. Церковные имущества отошли к князьям и городам, к-рые вышли победителями из борьбы.

Р. в скандинавских странах, подобно германской, усилила светскую власть; королевская власть подчинила себе церковь и обогатила господствующие классы за счет церковных пмуществ. В Северной Швейцарии, в которой преобладали буржуазия и зажиточное крестьянство, движение в общем носило более политически - радикальный, республиканский характер (Цвингли). В Женеве, сопредельной с тогдашним Швейцарским союзом, Кальвин действовал в том же направлении. Кальвинизм получил распространение и в торг.-пром. областях Франции, где его последователи получили прозвище гугенотов; к нему присоединились также южные и юго-зап. феодалы. Борьба между католиками и гугенотами вылилась в религиозные войны. В Голландии Р., шедшая под лозунгами кальвинизма и анабаптизма, получила завершение в эпоху Нидерландской революции.

В Англии народная Р. подавлялась реформаторами сверху—Генрихом VIII в союзе с начавшим обуржуазиваться дворянством и крупной буржуазией, которые извлекли из нее все выгоды, захватив монастырские земли. Реформированная, т. н. англиканская епископальная церковь стала в подчинение к королю. Наряду с господствующей англиканской церковью в Ан-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.