S83    СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ-СОЦПАЛИСТНЧЕСКИП РЕАЛИЗМ    9S4

между городом и деревней. В СССР резко изменился характер как города, так и в особенности советской деревни. Победа колхозного строя в деревне, насыщение ее техникой, подъем культурного уровня колхозника, привнесение в деревню образцов социалистич. труда и т. д. подорвали основу противоположности между городом и деревней, между рабочим и крестьянином. Уничтожение противоположности между городом и деревней предполагает устранение различий между двумя формами социалистич. собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Дальнейшее укрепление колхозного строя, расцвет колхозного производства, огромный рост культурности крестьянства и его коммунистич. сознательности—вот путь, на котором будет решаться эта задача.

Огромное и решающее значение в ускорении и обеспечении условий для перехода от С. к коммунизму имеет коммунистич. воспитание масс. Решение всемирно-исторнч. задачи построения коммунизма невозможно без мобилизации масс, без их активного творчества, без их сознательного энтузиазма, готовности к борьбе, без ясного и отчетливого понимания ими историч. хода развития, путей и средств к победе. «От успехов коммунистического воспитания, в широком значении этого слова, коммунистического воспитания, охватывающего всю массу трудящихся и всю советскую интеллигенцию,— прежде всего, от наших успехов в этой области, зависит решение всех остальных задач» (Молотов В., Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР, 1939, стр. 47).

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, [М.], 1940; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, [М.], 1 938; Энгельс Ф., Антп-Дю-ринг, [Л.], і 938; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, [М.—Л.], 1939; Ленин В. II., Соч., 3 изд., т. XVI (Три источника и три составных части марксизма); т. XVIII (Карл Марке,

0    лозунге Соединенных штатов Европы); т. XIX (Империализм, как высшая стадия капитализма, Военная программа пролетарской революции); т. XXI (Государство и революция); т. XXII (Как организовать соревнование, Очередные задачи Советской власти); т. XXIV (Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, Великий почин); т. XXVI (О продовольственном налоге); т. XXVII (О кооперации, О нашей революции, Лучше меньше, да лучше); Сталин И., Вопросы ленинизма, И изд., [M.j, 1939; е г о ж е, Политический отчет Центрального Комитета XIV съезду ВКП(б) 18—31 дек.

1    925 г., [М.], 1937; его же, О социал-демократическом уклоне в нашей партии, М.—Л., 192"; его же, Еше раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии, 2 изд., М.—Л., 1927; его же, Беседа с первой американской делегацией, 9 сент. 1927 г., [М.1, 1937; его же, Политический отчет Центрального Комитета XV съезду ВКП(б) 2—19 дек. 1927 г., М., 1937; его же, Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б), [М.], 1937; Письмо т. Иванова и ответ т. Сталина, [М.], 1938; История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Краткий курс, под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), [М.], 1938; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1938; Молотов В. М., Статьи и іечи. 1935—36, [М.], 1937; его же, Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Доклад и заключительное слово на XVIII съезде ВКП(б), [М.], 1939.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ—см. Революция, Октябрьская социалистическая революция, Маркс, Ленин, Ленинизм, Сталин.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЕЖИ, СИМ—создан в 1907 на 1-Й Международной конференции союзов молодежи в Штутг-гарте (Германия) при активнейшем участии Карла Либкнехта. На Берлинском конгрессе (1919) большинства союзов молодежи, входивших в СИМ, в ответ на обращение Коммунистического интернационала было принято решение о создании Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) и о присоединении к Коминтерну. Из состава СИМ к КИМ не присоединилось большинство австрийского союза молодежи, меньшинство союзов Чехословакии, Франции, Германии. После объединения 2 и 2*/t Интернационалов в 1923 соответствующие юношеские интернационалы объединились под названием СИМ. Руководство секциями СИМ находится под непосредственным влиянием и опекой с.-д-тии. Как верхушка с.-д. партии, таки руководство СИМ вопреки настроениям молодежи боролись с про води мой КИМ тактикой создания единой организации молодежи. С наступлением второй империалнстич. войны и бешеного разгула реакции руководство СИМ открыто стало на сторону империализма и на защитѵ своей реакционной буржуазии.

«СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ» РАБОЧИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ—официальное название 2 Интернационала после первой мировой империалистической войны.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — высшая форма реализма, объективного правдивого изображения действительности в искусстве и художественной литературе, связанных с борьбой рабочего класса за социалистическое переустройство общества. Элементы С. р. возникают в искусстве уже на первых порах развития рабочего движения и подготовки к социалистической революции (творчество М. Горького). Но полную возможность расцвета С. р. получает лишь после социалистической революции, в эпоху строительства социалистического общества. В этих условиях С. р. является «основным методом советской художественной литературы и литературной критики» (Устав Союза советских писателей).

С. р.—прежде всего совершенно правдивое, глубокое и всестороннее изображение жизни социалистического общества и борьбы трудящихся за коммунизм. М. Горький, первый и самый великий художник С. р., вместе с тем является и выдающимся художником, завершителем русского классического реализма 19 в.

Однако С. р.—не простое продолжение предшествующих исторических традиций. С. р.— новаяj высшая фаза мирового реализма, единственная форма последовательно-реалистического искусства. С.- р. свободен от противоречий художественного развития в классовом обществе. Так, напр., даже лучшие образцы реализма в прошлом часто не могли соединить правдивое изображение настоящего с художественным изображением дальнейших его тенденций, т. е. с изображением идеала. Мысль многих гениальных реалистов прошлого вращалась в кругу противоречий классового общества, не видя никакого выхода из них. Поэтому они либо идеализировали положительные элементы классового историч. развития (реализм тех эпох, когда противоречия последнего не были еще так ощутимы, напр, греки, Возрождение) и, следовательно, волей или неволей, не могли сказать полной правды о своем времени (греч. искусство почти проходит мимо рабства), либо же изображали с суровой правдой противоречия классового общества (реализм эпохи, когда противоречия обнажаются с полной ясностью, — критич. реализм Бальзака, Стендаля, Толстого), показывая их как противоречия «естественные» и «вечные», колеблясь между безотрадным пессимизмом и проектами уто-пич. «реформ». С. р. призван устранить эту противоположность. Развиваясь в обществе, сво-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.