1021    СПЕНДИ АРОВ—СПЕНСЕР    1022

мировой империалистич. войны и в годы послевоенных кризисов. Продовольственный кризис, порожденный в царской России империалистич. войной, был до последней степени обострен безудержной С., последствия к-рой падали всей своей тяжестью на широкие трудящиеся массы. Советская власть сразу же повела решительную борьбу со спекуляцией. Ленин в 1921 писал: «Спекулянт, мародер торговли, срыва-тель монополии—вот наш главный „внутрен-ний“ враг, враг экономических мероприятий Советской власти» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 323). Экономич. основой С. являлся «мелкособственнический, необычайно широкий на Руси, слой и частно-хозяйственный капитализм, который в каждом мелком буржуа имеет своего агента» (Ленин, там же).

Победа социалистич. х-ва, ликвидация капиталистических элементов в нашей экономике привели к изгнанию из сферы торговли купцов и спекулянтов. «Весь товарооборот находится теперь в руках государства, кооперации и колхозов. Народилась и развилась новая, советская торговля, торговля без спекулянтов, торговля без капиталистов* (Сталин, О проекте Конституции Союза ССР, 1936, стр. 9). 2) В праве С. — уголовное преступление, состоящее в искусственном повышении или понижении цен на к.-л. товар с целью, наживы. Сов. угол, право определяет С. как скупку и перепродажу частными лицами в целях наживы продуктов сельского хозяйства и предметов массового потребления. Наказание — лишение свободы на срок не ниже 5 лет, с конфискацией имущества (см. УК РСФСР, 1936, ст. 107 и со-ответств. статьи УК др. союзных республик).

СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич (1871—928)—выдающийся армянский композитор и муз. деятель. В 1926 С. получил звание народного артиста ССР Армении. Творчество С. сложилось под значительным влиянием русской музыки (особенно Римского-Корсакова, его непосредственного учителя). В творчестве С. преобладает национально-армянская тематика. Большое место занимают также крымско-татарские мотивы. С. широко использует подлинные народные напевы. Наиболее характерные произведения С.: «Крымские эскизы», «Песни и пляски крымских татар», «Эри-ванские этюды» для оркестра (1925), ряд армянских песен и опера «Алмаст» (на сюжет О. Туманяна). Из других произведений С. выделяется симфоническая картина «Три пальмы» (1905), в к-рой композитор мастерски применяет оркестровые краски.    •

СПЕНС (Spence), Томас (1750—814) — англ. утопич. социалист. Сын сапожника. В докладе «Действительные права человека» (1775) доказывал необходимость отмены частной собственности на землю. В 1793—95 С. издавал журнал «Свиной корм» («Pigs Meat»), в к-ром подчеркивалась противоположность интересов богатых и бедных. С. был заключен в тюрьму. В 1812 образовался под руководством С. союз «спенсианских филантропов», создавший движение, к-рое объединяло наиболее активные элементы радикальной демократии, в частности провозЕлашавший лозунг всеобщего избирательного права. Взгляды С. оказали впоследствии влияние на Оуэна и левых чартистов.

СПЕ'НСЕР (Spencer), Герберт (1820—903)— англ. бурж. социолог и психолог. Известен гл. обр. как глава органической школы в социологии (см. Органическая теория общества) и автор эволюционной теории общественного развития. Инженер по образованию, С. занимался также биологией и психологией. По своим философским взглядам С. примыкал к течению идеалистов-эмпириков, родоначальников позитивизма. Сильное влияние на него оказали философские взгляды Юма, Конта и формальная логика Милля. Релятивист и агностик, С. сущность вещей объявил непознаваемой. Понятие материи С. заменил понятием непознаваемой «таинственной силы», лежащей, по его мнению, в основе всех процессов. Эти таинственные силы, по С., представляют собой не объект знания, а объект веры.

Для С. характерно идущее от Конта и типичное для всех позитивистов*стремление свести к одному общему абстрактному закону все конкретные законы природы и общества. В качестве такого закона С. выдвигал закон эволюции. Эволюция понимается С. как простое количественное увеличение и уменьшение без скачков, без перерывов постепенности, без уничтожения старого и возникновения нового. В области биологии эта вульгарно-эволюцио-нистская концепция развития приводила С. к неоламаркизму. В области общественных явлений она вела С. к теории «общества вообще», к отрицанию историч. ступеней в развитии общества и прикрывала стремление увековечить капиталистический строй. Цель эволюции, по С.,—устойчивое равновесие. Равновесие достигается путем дифференциации (перехода от однородного к разнородному, от простого к сложному) и интеграции (объединению элементов в процессе эволюции). Развитие общества, как и развитие природы, согласно взглядам С., идет от однородного к дифференцированному агрегату. Однородность общества, отсутствие в нем классовой дифференциации есть, по С., признак его неустойчивости. С. проповедует, что наибольшая устойчивость и равновесие достигаются классовым делением общества, объединенного в единый организм бурж. гос-вом. Капиталистич. общество является, по его мнению, идеально слаженным естественным организмом, отличающимся наибольшей степенью устойчивости, т. к. в нем достигли крайнего предела общественная дифференциация и интеграция. Теория общественной эволюции С. сводится к вульгарным плоским аналогиям между природой и обществом, к приклеиванию «биологических» ярлыков к общественным явлениям и направлена на увековечивание бурж. общества. С. был ярым противником социализма и классовой борьбы пролетариата. Как автор и глава органической школы в социологии С. хотя и стремился обосновать реальность общественного целого, однако это не мешало ему быть ярым индивидуалистом. Свойства целого, по С., сводятся к свойствам частей. Этим он пытался оградить бурж. личность от растворения ее в обществе, от поглощения ее государством. От спенсеровской теории интеграций и дифференциации отправляются как представители так называемой солидаристической франц. социологической школы Дюркгейма, обосновываю-* щие реальность социального целого и критикующие С. за индивидуализм, так и представители индивидуалистической психологической школы в социологии (Зиммель, Тард, Михайловский и др.). Последние, используя индивидуалистические стороны теории дифференциации С., критикуют его за признание реальности целого, за органицизм.Так, в России с крити-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.