125    РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА—РИМСКПП-КОРСЛКОВ    126

и заискиваний отдельных поэтов перед цезарями (Плиний Младший, «Папетирик Траяну*) критические тенденции, направленные против деспотизма, вносили в Р. л. философ-стоик Сенека, Лукан—автор поэмы «Фарсалия», острый эпиграмматист Марциал, сатирики Персий, Ювенал. Появляется античный авантюрный роман «Сатирикон» Петрония, роман Апулея «Золотой осел*. Величайший прозаик этого периода Р. л.—историк Тацит, обличитель упадка нравов императорского Рима. Особое место в Р. л. занимают басни Федра, представлявшие творчество низших слоев римского общества.

С водворением деспотии (Диоклетиан и Константин) Р. л. прпходпт в упадок, но лат. язык остается еще в риторских провинциальных школах, в писаниях христианских богословов (Августин), в судопроизводстве, в эдиктах и распоряжениях властей. Дольше всего лат. язык держится в юриспруденции, памятником которой является кодекс Юстиниана (534), которым в сущности и завершается закат лит. языка Рима. Невозможно определить точно даты и грани постепенного превращения его в галльскую, испанскую, африканскую, наконец, кнпжно-церковную латынь, к-рая еще в продолжение многих веков сохраняла свое значение языка богословия, философии, науки, законодательства и дипломатии в странах Западной Европы (см. Латинский язи к).


На рус. яз.: Л у к а н М., Фарсалия, поэма, пер. с франц. С. Филатов, 2 ч„ СПБ, 1819; Катулл, Стихотворения в переводе и с объяснениями А. Фета, М., 1886; Гораций К., Полное собрание сочинений, изд. «Academia», М.— Л., 1936; Вер г и лий, Сельские поэмы. Буколики. Георгикп, изд. «Academia», М.—Л., 1933; Овидпй Н„ Метаморфозы, изд. «Academia», М.—Л., 1937; Марциал В., Избранные эпиграммы, ГИХЛ,М., 1937: Апулей Л., Золотой осел. (Превращения), изд- «Academia», [Л., 1929].

Лит.: Маркс и Энгельс сб пск yeeTFe, Сб., М.—Л., І938; Модестов В., Лекции по история римской литературы, 2 изд., СПБ, 1876; его же, История римской литературы.в кн.: Всеобщая история литературы, составлена... под ред. В. Корша, т. I, ч. 2, СПБ, І881.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА, 1) д р е в н я я—Рим

от падения царской властп (согласно традиционной римской хронологии—510 до хр. э.) до империи (31 до хр. э.). 2 ) В средние в е -к а—ряд аристократических или демократич. правлений в Риме, б. ч. под верховной властью папы (в частности Р. р. во главе с Кола ди Риенци). 3) Республика, установленная при поддержке франц. войск в 1798. Папа Пий VI был насильственно удален из города, а Р. р. получила государственное устройство, аналогичное французскому. Папа Пий VII, преемник Пия VI, получил возможность в 1800 возвратиться в Рим, и Р. р. прекратила существование. 4) Буржуазно-демократич. республика, провозглашенная 9/111849 в Риме в результате революционного движения в Италии (см. Революция 184849) и уничтоженная в том же году франц. войсками, посланными Луи Бонапартом.

РИМСНИЕ ЦИФРЫ—см. Цифры.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (1844—908)—великий русский композитор, замечательный педагог, дирижер и музыкальный деятель. Окончил морской корпус и готовился к военной карьере. Решающее значение в творческом развитии P.-К. имело знакомство с Балакиревым (1861). Под руководством Балакирева, в тесном общении с его группой («Могучей кучкой») P.-К. начал серьезно заниматься муз. творчеством. В 60-х гг. Р.-К. создал ряд симфонических произведений: 1-ю симфонию (1862—65), «Фантазию на сербские темы*, симфоническую картину «Садко* (1867), симфоническую сюиту «Антар» (1868). В конце 60-х гг. он приступил к сочинению своей первой оперы—«Псковитянка* (закончена в 1872), в которой наиболее четко сказались радикально - просветительские взгляды и устремления его раннего периода (показ борьбы вольного Пскова с Иваном IV, картина народного веча и пр.). В1871 Р.-К. стал профессором по классу инструментовки и композиции в Петербургской консерватории. Работа в консерватории немало содействовала переоценке им старых мастеров (от Палестрины до Баха), произведения к-рых он усиленно изучал. Уже будучи профессором, Римский-Корсаков начал систематическое изучение гармонии и контрапункта и скоро добился высокой композиторской техники. В 1878 P.-К. закончил оперу «Майская ночь* (по Гоголю), а в 1881—«Снегурочку* (по Островскому), одну из лучших своих опер, в которой полностью раскрылось его стремление к народности и к яркой звуковой изобразительности. В этой опере особенно сильно проявилась глубокая любовь Римского-Корсакова к народной музыке и исключительное уменье творчески освоить ее. В 80-х гг. P.-К. стал руководителем умеренно-прогрессивного кружка «беляевцев» — композиторов, группировавшихся вокруг куп-па-мецената, позднее издателя, М. П. Беляева. Крупные произведения P.-К. этого периода: превосходная сюита «Шехерезада*, блестяшеѳ по оркестровым краскам «Испанское каприччо» и увертюра «Светлый праздник*. Вслед за оперой-балетом «Млада» (1890) и оперой «Ночь перед Рождеством» (1895) P.-К. создал одно из выдающихся произведений русской музыки— оперу-былинѵ «Садко» (1896), где наряду с фантастикой даны широкие эпические картины былинного Новгорода. После «Садко» появились «Мопарт и Сальери» на подлинный текст Пушкина (1897), «Боярыня Вера Шелога* (пролог к «Псковитянке», 1898), а затем одна из лучших реалистических опер композитора— «Иарская невеста»(1898)и исключительно яркая «Сказка о паре Салтане»(1900). После двух менее значительных опер—«Сервилия* и «Паи-воевода»—P.-К. в последние годы своей жизни создал оперы, отмеченные новыми стилистическими чертами и различные по идейной напра-атенности. Одна из них—«Кащей бессмертный*—была поставлена в Москве в 1902, в Петербурге—весной 1905. Символика «Кащея» была воспринята как аллегорическая картина мрачного безвременья царской России и близкого освобождения страны. Незадолго до постановки «Кащея* в Петербурге P.-К. был уволен из консерватории за протест против репрессий дирекции в отношении студентов, объявивших забастовку в связи с 9 января. Еще до этого P.-К. написал «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронпи* (1904)—оперу, где наряду с красочными народными сценами много религиозного мистицизма, по существу не свойственного творчеству P.-К. В своей опере «Золотой петушок» (1907) Римский-Кор-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.