127    РИМСКО-ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРПЯ—РПМСКОЕ ИСКУССТВО    128

саков объединил острую сатиру на самодержавный строй с своеобразной фантастикой. Вследствие противодействия царской цензуры добиться ее постановки Римскому-Корсакову не удалось.

Р.-К. принадлежат 79 замечательных романсов (на слова Пушкина, А. Толстого и др.) п ряд других произведений, в том числе оркестровая обработка «Дубинушки* (отклик на революционные события 1905).


В истории русской муз. культуры Р.-К. сыграл большую роль и как популяризатор народного творчества (сборники русских народных песен в его гармонизации) и как педагог, из школы которого вышел ряд крупных композиторов: Глазунов, Лядов, Стравинский, Ипполитов-Иванов, Спендиаров и мн. др. По составленным им учебникам гармонии и оркестровки обучались целые поколения музыкантов.

В своем творчестве Р.-К. опирался на русский песенный фольклор, широко использовав также мелодии других народов, особенно восточных. Фантастика Р.-К., основанная на сказочных образах и не порывавшая с реализмом, открыла ему возможность использовать богатство своего ладового и гармонического мышления и применять новые оркестровые звучания. Творчество Р.-К. оказало огромное влияние на современную ему и последующую муз. культуру, в частности на молодые нац. муз. школы Украины, Армении, Грузии и Азербайджана. В советское время произведения Римского-Корсакова получили особенно широкое распространение.

Лит.: Римский-Корсаков Н., Летопись моей музыкальной жизни, 5 изд., М.,1935;Рнмский-Кор-саков А., Н. А. Римский-Корсаков, Жизнь и творчество, в. 1—4, М., 1933—37.

РИМСКО-ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ—встречающееся в исторической литературе обозначение Священной римской империи .

РИМСКОГО-КОРСАКОВА ОСТРОВА—группа небольших необитаемых коралловых островов в средней части Тихого океана (ок. 10° 31' с. ш. и 167° в. д.). Принадлежат к цепи Рэлик архипелага Маршальских о-вов. Открыты (вместе с о-вами Беллингсгаузена и о-вами Эшшольца) в 1825 русской кругосветной экспедицией на военном шлюпе «Предприятие» под командой известного мореплавателя Коцебу (вторая экспедиция Коцебу). Впоследствии принадлежали Испании, проданы ею Германии. Ныне—-во владении Японии в качестве части мандатной территории.

РИМСКОЕ ИСКУССТВО. Среди дошедших до нас памятников первых веков существования Рима нет значительных художественных ценностей. В последние века Римской республики (3—1 вв. до хр. э.) и во времена империи (30-й г. до хр. э.-—4 в. хр. э.) римское искусство получило широкое развитие вначале под воздействием искусства этрусков и греков.

Портрет неизвестного римлянина (2-я четверть 3 в.)* Музей изобразительных искусств нм. А. С. Пушкина в Москве.


Характерной особенностью римского зодчества является широкое применение свода и купола. Применяются и перерабатываются ордера греческой архитектуры, но здесь они получают больше декоративное значение. Доминирующее положение занимают грандиозные общественные постройки; к числу их относятся цир,-ки, амфитеатры, термы и базилики. Крупнейшим амфитеатром был Колизей в Риме. Термы состояли из роскошно украшенных зданий, служивших общественными банями и вместе с тем своего рода клубами (термы Кара-каллы, Диоклетиана и др. в Риме). Для риѴ-ского искусства характерны еще триумфальные арки, обычно однопролетные или трехпролетные (арки Тита, Константина и др.). Среди храмов особое место занимает хорошо сохранившийся Пантеон в Риме — колоссальная круглая в плане постройка, перекрытая куполом.

В римской скульптуре главнейшее место принадлежит портрету: римские портреты отличаются реализмом и с исключительной остротой передают индивидуальные особенности изображаемых лиц. В последний период республики портрет имеет сухой, протокольный характер. В эпоху Августа (30-й г. до хр. э.— 14-й г. хр. э.) в портрете появляется некоторая идеализация и обобщенность; при Флавиях (69— 96 хр. э.) в портрете больше реализма, динамики и живописной игры све-Статуя Августа (17 г. та и тени g нач 2 В.,

при Антонинах, портретное искусство возвращается в известной мере к традициям республиканского периода. В последующее время усиливается искание пси-

Пантеон Агриппы в Риме (26 г. до хр. э.).

хологизма, совмещающееся с чисто фактурными эффектами. Оригинальным явлением в римском искусстве был исторический рельеф. Нередко грандиозные по размерам композиции (на рельефах колонны Траяна до 2.500 фигур) повествуют о тех или иных событиях римской истории, главным образом войнах и завоеваниях. Большое место занимала декоративная скульптура; греческие оригиналы широко копировались и служили для украшения вилл, садов, парков и т. д.

Римская живопись дошла до нас гл. обр. в виде стенных росписей, покрывавших дома Помпеи и Геркуланума. Часть этих росписей




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.