153    РОЖА- РОЖЬ    154

ворота» плода, цесарского сечЫѵя и т. п. Это чапте всего происходит вследствие ненормальностей со стороны организма матери Г узкий таз, слабость родовых схваток и т. п.~) лЬба от неправильного положения плода (поперечное положение пт. п.). Изгнание плода из мАтки и прохождение его через родовые пути сопровождаются сильными болями. Проблеме обезболивания Р. особенно большое внимание уделяется в СССР. Всякпе Р. следует проводить не у себя дома, а в родильных учреждениях, под надзором врача или акушерки, с точным соблюдением всех требований гигиены. См. Родовспоможение.

РОЖА—инфекционная болезнь, представляющая воспаление кожи н выражающаяся резкой краснотой, припухлостью, болью, высокой температурой. Р. обладает наклонностью постепенно распространяться и может захватить значпт. часть кожи и слизистые оболочки. Болезнь вызывается проникновением в кожу или слизистые оболочки через ранения (ссадины, царапины") стрептококка. Р. поражает чаше всего лппо и конечности и имеет наклонность повторяться. Лечение Р.—кварцем, покой. компрессы, смоченные дезинфицирующими жидкостями, смазывание камфорным маслом или к.-н. нераздражаютими мазями и т. д. Исход Р. большей частью благоприятный, однако в некоторых случаях вследствие осложнений (гнойный менингит, нефгпт, миокардит и т. д.) Р. может кончиться смертью.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Дмитрий Сергеевич (род. 18761—выдающийся советский Физик, академик. Профессор Ленинградского университета с 19Т4 по 1926. Р 1918 организовал Государственный оптический институт (ГОИ), директором к-рого был до 1932. В наст, время возглавляет несколько научных лабораторий ГОИ. Основными научными работами Р. являются исследования по діітгрсѵн света и по теории спектров. Одновременно Р. занимается и научно-техническими проблемами. Под его руководством разрешена проблема заводского производства оптического стекла в СССР.

РОЖД ЕСТВО—заимствованный христианством из дохристианских культов празднпк «рождения спасителя». Р. первоначально отмечало появление новой зелени в теплых странах (Египет, Месопотамия'!. День зимнего солнцестояния (21—25 декабря), когда солнце «поворачивает с зимы на лето» и начинает прибывать день, торжественно праздновался как день рождения бога сатина и растительности. Такими праздниками были праздники рождения богов Озириса, Таммуза. Митры. Лишь в 4 в. христианство восприняло у митраизма праздник зимнего солнцестояния, превратив его в праздник рождества мифического Иисуса. О рождестве Иисуса рассказано у двух мифических евангелистов—Матфея и Луки. Эти рассказы не заслуживают ни малейшего доверия и полны непримиримых противоречий.

1—растение в цвету, 2— зрелый колос, 3—колосок с двумя цветками.


Празднпк Р. используется поповшиной для проповеди среди трудящихся идей классового мира, смирения, терпения и покорности, примеры к-рых находятся якобы в жизни и деятельности никогда не существовавшего Иисуса.

РОЖЕСТВЕНСКИЙ, Рождественский, Зиновий Петрович (184S—9091—адмирал русского Флота, в 1903—04—начальник Главного морского штаба. Во время Русско-японской войны — командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой. Жестокий и бездарный, Рожественскнй не сумел руководить боем прп Цусиме, где сдался в плен.

РОЖКИ маточные — см. Спорынья.

РОЖКОВ, Николай Александрович (1868— 1927)—русский историк. Был членом РСДРП, участвовал в революции 1905. С весны 1905 примкнул к большевикам. После ареста (1908) и ссылки на поселение в Сибирь Р. отошел от большевистских позиций и примкнул к ликви-даторам-меныпевпкам. Р. оставил большое количество научных работ, из к-рых наиболее значительны: «Русская история в сравнительно-историческом освещении» (12 тт.. П.—М.—Л., 1918—26), «Сельское хозяйство Московской Руси в 16 в.» (М., 1899; собран большой фактич. материал), «Происхождение самодержавия в России»(М., 1906), «Городи деревня в русской истории* (СПБ, 1902). «К методологии истории промышленных предприятий» («Историк-марксист», т. II. М., 1926). Чуждый подлинной диалектике, Р. построил свою схему на основе «экономического материализма». Этой схеме свойственно грубое социологизирование и механическое сопоставление истории России с отдельными отрезками мировой истории. Механически разделив историю России на период натурального (до 16 в.) и денежного (после

16 в.) хозяйства, Р. дал глубоко неправильную характеристику феодально-крепостных отношений («крепостное право—естественный продукт первой стадии развития денежного хозяйства»), замазывавшую классовую борьбу и социальную сущность самодержавия. Рост населения Р. считал «основным элементом всего хозяйственного развития новой, как и древней России». Схема Р. находится в теснейшей зависимости от буржуазно-дворянской концепции истории России. Политич. и теоретич. ошибки Р. многократно разоблачались Лениным, указавшим, что Р. «последовательнейшим образом, от начала п до конца, подменяет марксизм либерализмом* (Соч., т. XV, стр. 272).

Лит.: Ленин В., Манифест либеральной рабочей партии. Соч.. 3 изд., т. XV; его же, Из лагеря столыпинской «рабочей партии», там же.

РОЖЬ. Secale cereale—важнейший хлебный атак. Соцветие—сложный колос, состоящий из многих двуцветковых колосков. Рожь, помимо зерна и отходов переработки последнего (отруби, маіьничная пыль), дает солому, используемую на корм и подстилку для с.-х. животных, кровлю, топливо и пр.

В мировом производстве рожь значительно уступает шпенипе. кукурузе и рису. В СССР посевы ржи занимают не менее 60% от всей ее мировой площади. В СССР уборочная площадь Р. в 1937 составляла 22,9 млн. га, или 16,9% от всей посевной площади. Р. имеет озимую и яровую формы.

Успешно ведутся работы по выведению многолетней Р. (Державин и др.). Возделывается на зерно преимущественно озимая рожь в средней и северной полосе СССР (доходит до 69° с. ш.), а яровая (ярица) —в забайкальской части Восточной Сибири. Применяются посевы Р. на зеленый корм. Р. относительно




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.