161    РОКОТОВ—РОЛЛАН    162

ются загородные прогулки п сентиментальные .пастушеские сценки (Ватто, Ланкрѳ и Фрагонар); прежняя мифологическая тематика принимает игривый и эротический характер (Буше). Термин «рококо» некоторые исследователи неправильно применяют также для обозначения искусства предреволюционной буржуазии 2-й половины 18 века.

Лит.: В е р м а в К., История искусства всех времен и народов, т. III, СПБ, б. г.; Лутер Р., История «швоппси..., т. III, М., б. г.

РОКОТОВ, Федор Степанович (около 1730 — 1810)—крупнейший русский портретист 18 века. Рокотов создал особый тип интимного реалистического портрета, всегда изысканного и композиционно законченного (портреты И. Шувалова, А. М. 06-резкова, Е. Н. Орловой и др.). Р. оставил после себя школу, где было много крепостных мастеров. Портреты Рокотова находятся в Русском музее в Ленинграде, в Третьяковской галлереѳ в Москве и в других музеях Советского Союза.


РОКОШ (Rokosz)—в Польше 17 и 18 веков наименование вооруженных восстаний шляхты против королевской власти, обычно под руководством отдельных магнатов. Этот вид феодальной войны быт узаконен так называемыми Генрпховскими артикулами 1573 на случай нарушения королем прав и вольностей шляхты.

РО'НФЕЛЛЕР (Rockefeller), Джон Дависон (1839 — 937) — крупнейший миллиардер, один из виднейших представителей амер. финансового капитала. Биография Р. теснейшим образом связана с историей развития созданного им нефтяного треста «Стандарт ойл». Первоначально мелкий приказчик, затем в 70-х гг. владелец небольшого керосинового завода, Р. путем жесточайшей эксплоатации рабочих, мошеннических комбинаций с ж.-д. тарифами, подкупов, насилия и т. д. сделался не только самым крупным в мире королем нефти, но и подчинил своему контролю ряд банков, ж.-д. линий и множество предприятий добывающей и обрабатывающей пром-сти. В 1913 подконтрольные Р. капиталы оценивались в

17,5 млрд. долл. Р. вместе с Морганом контролировал 36% всего нац. имущества и естественных богатств США. По подсчетам, произведенным в 1936, влияние Р. распространялось на 243 компании с общими активами свыше

39 млрд. долл. В сферу влияния Р. входил самый крупный банк США—«Чейз нэшенел». В ряде крупнейших предприятий и банков Р. участвовал с Морганом и одновременно вел с последним острую борьбу за господство. Р. яростно боролся против всяких рабочих организаций и всегда поддерживал все реакционные мероприятия. После смерти Р. состояние перешло к его сыт*. Р. младшему.

РОЛА'Н, Р. де ла Платьер (Roland de la Platiere), Жан Мари (1734—93)—деятель Французской бурж. революции конца 18 в. Примкнул к жирондистам. В жирондистском министерстве 1792 Р. был министром внутр. дел. Этот пост сохранил до 13/ѴІ 1792, когда король дал отставку жирондистскому _ министерству. После свержения королевской власти Р. вновь стал министром (до конца января 1793). Р. выказал себя упорным защитником интересов крупной буржуазии. После свержения Жиронды Р. скрывался. Узнав о казни своей жены Манон, Р. покончил жизнь самоубийством (8/ХІ 1793).

РОЛА'Н, Манон Жанна (1754—93)—политич. деятельница Французской бурж. революции конца 18 в., жена Ж. М. Ролана де ла Платьер. В салоне Манон Р. во время Законодательного собрания и начального периода Конвента собирались вожди жирондистов. Р. играла здесь главную роль. После падения Жиронды Р. была арестована и гильотинирована.

РОЛА'НД—герой франц. средневекового эпоса («Песнь о Р.», конец 11 в.). В действительности, исторически, Р.—правитель Бретани, командовавший арьергардом армии Карла Великого в Пиренеях и убитый во время неожиданного нападения басков в 778. В легенде, легшей в основу «Песни о Р.», он погиб в борьбе с «неверными» (маврами — мусульманами). Для господствовавшего класса феодального общества средних веков образ Р. служил идеалом рыцаря-крестоносца.

РОЛЛА'Н (Rolland), Ромэн (р. 29/1 1866)— выдающийся современный французский писатель, крупнейший музыковед. Родился в Кламси (Франция) в семье нотариуса. Был профессором истории музыки в Сорбонне. Характерными чертами идейного содержания ранних произведений Р.—«Трагедия веры» (1897—99), «Драмы революции» («14 июля», «Дантон», «Робеспьер»

и др.),—проникнутых глубоким гуманизмом, являлись романтические стремления к возвышенному и героическому в жизни. Страстное обличение буржуазии и ее культуры соединялось в то время у Р. с иллюзиями о міфном разрешении социальных противоречий. Мировую известность имеет многотомный роман Ролла-на «Жан Кристоф» (1904—12), лучшие части которого—«Бунт> (1906 — 07) и «Ярмарка на площади» (1908). В этом романе в образе немецкого композитора Кристофа Р. показал трагедию одиночества большого художника в буржуазном обществе. Роман представляет собой




if. С. Э. т. IX-

6




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.