163    РОЛЛАН—РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРПИ    164

рѳалистически-яркое и пронизанное пафосом гнева и борьбы обличение распадающейся буржуазной культуры и пошлого мещанского прозябания Третьей республики. В годы первой мировой империалистической войны Роллан с позиций пацифизма выступил против империалистской бойни и националистического шовинизма, объг-единив вокруг себя пацифистскую европейскую интеллигенцию (сб. статей «Над схваткой», 1915). Широкой известностью пользуется роман -s. Роллана «Кола Брюньон» (1919), отличающийся ис-ключительнойжи-знерадостностью и оптимизмом, жизненностью обрань зов и философ-3 ской глубиной содержания. Это произведение послужило основой для оперы «Мастер из Кламси» советского композитора Д. Кабалевского. С 1931 Р. становится сознательным критиком классового угнетения в буржуазном обществе (статья «Прощание с прошлым» и др. публицистические выступления). Протест против угнетения человека буржуазным обществом перешел в пафос революционной борьбы против капиталистич. мира, что нашло наиболее яркое выражение в последних томах нового цикла романов «Очарованная душа»(1932), который представляет собой одно из крупнейших произведений нашего времени. Отличительные черты Роллана как художника—глубокий психологизм и реалистичность в изображении, большая эмоциональность и романтическая возвышенность стиля. Пронизанные высокой идейностью, непоколебимой верой в творческие силы народных масс, отличающиеся большой художественностью, произведения Роллана оказывают огромное ' воспитательное влияние.

Р. написаны широко известные биографии Бетховена, Микель Анджело и Л. Толстого, с к-рым Р. был в переписке. Попытке создания героического народного театра, противостоящего идейно опустошенному буржуазному театру и драме, посвящен ряд статей Р., объединенных в сборнике «Народный театр» (1900—03),

Б. Кибрик. Иллюстрация к книге Р. Роллана «Кола Брюньон».


Кибрик. Иллюстрация к кии-p. Роллана «Кола Брюньон*.


Научно-исследовательские работы Р. по истории музыки являются существенным вкладом в современное музыковедение. Большой художник, Р. прежде всего стремится выяснить идейное содержание и эмоциональные образы музыкального произведения. Музыка, по Р., тесно связана с общественной жизнью и выражает духовный и эмоциональный мир человека. В лучших своих работах Роллан устанавливает связь между творчеством композитора и исторической обстановкой, проводит плодотворные параллели между музыкой и другими искусствами. Наибольшее значение имеют его докторская диссертация «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895), монография о Генделе, исследование «Бетховен— великие творческие эпохи», этюды «Бетховен и Гёте», а также ряд статей, объединенных в книги: «Музыканты наших дней», «Музыканты прошлых дней», «Музыкальное путешествие в страну прошлого», «Опера в 17 веке». Больше всего привлекают Роллана представители революционного, героического и монументального искусства — Глюк, Берлиоз, Гендель и особенно Бетховен. Бетховен является центральной темой литературно-музыковедческого творчества Р. К нему возвращается Р. на каждом этапе своей деятельности. Личность Бетховена, «мужественнейшегоиз музыкантов», явилась прообразом Жана Кристофа. Демократизм, высокая идейность, реалистическая правдивость, свободолюбивый гуманизм и интернационализм—вот основные принципы, которых придерживается Р. в оценке явлений искусства.

Соч. Роллана на русском языке: Собр. соч., с предисл. автора, М. Горького, А. Луначарского, Ст. Цвейга, т. I—XX, Л., 1930—36, и др. многочисленные издания его отдельных про-извѳдѳний

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ. Исторический материализм рассматривает историю как объективный закономерный процесс, в основе к-рого лежит развитие производительных сил и производственных отношений. При этом исторический материализм не отрицает и не принижает Р. л. в п.; наоборот, он учит, что история вся слагается из действий личностей. Идеализм, который господствовал в исторической науке до Маркса и продолжает господствовать в писаниях буржуазных социологов и после Маркса, не в состоянии не только решить, но даже правильно поставить вопрос о Р. л. в и. Одни, выдвигая в качестве главной пружины исторического развития деятельность великих людей, приходили к отрицанию закономерностей в развитии общества. На этой субъективистской точке зрения стояли, напр., Бруно Бауэр, народники Лавров и Михайловский. Другие, рассматривая историю фаталистически, как результат божественного промысла, заранее предначертанного шіана, отрицали вообще роль и значение личности в истории. К фатализму приходят и представители так называемого «экономического материализма», сводившие всю историю к так называемому стихийному действию экономического фактора.

Марксизм-ленинизм принципиально враждебен этим идеалистическим, антинаучным взглядам. Исходя из способа производства материальных благ как силы, определяющей развитие общества, марксизм впервые научно объяснил всѳ сложнейшие явления общественной жизни,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.