165    РОЛЬ ЛИЧНОСТП В ПСТОРПП    166

втом числе п вопрос о Р. л. в п. Маркс и Энгельс, преодолев пдеалнзм в объяснении исто-рии, отбросили вздорные выдумки о зависимости истории от произвола отдельных личностей . Оніі впервые обратили внимание на трудящиеся массы как на подлинных творцов материальных благ общества, открыли законы их деятельности. «Прежние теории, — писал Ленин,—не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий» (Соч., т. XVIII, стр. 13). Марксизм-ленинизм указал, что надо не противопоставлять законы истории действиям личностей, а объяснять последние законами общества. Ленин указывал, что «идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей» (Соч.. т. I, стр. 77). Люди сами творят свою историю. Прп известных социальных условиях личность может стать могучей общественной силой. Деятельность выдающихся исторических личностей, вождей особенно ярко проявляется в переломные, революционные периоды, когда назревает необходимость крутой ломки старых форм общественной жизни, когда на очередь дня выступают новые задачи. Без больших общественных движений, вызываемых потребностями исторического развития, многие исторические деятели остались бы неизвестными, их способности не были бы раскрыты. В «Кратком курсе истории ВКП(б> показано, что одним из условий победы Красной армии в период гражданской войны явился тот факт, что она сумела выковать в своих рядах таких военных руководителей нового типа, как Фрунзе, Ворошилов, Буденный и др., в ее рядах боролись такие герои-самородки, как Ко-товский, Чапаев, Лазо, Шорс, Пархоменко и многие другие. Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война выявили военные таланты и способности этих выдающихся личностей, сыгравших крупную роль именно потому, что они выражали интересы народа.

Люди, выдающиеся личности делают историю не на основе своих прихотей и фантазий. Признавая и научно объясняя Р. л. в и., марксизм-ленинизм самым решительным образом отвергает культ непогрешимых героев как теорию явно антибольшевистскую, а, стало быть, и антинаучную. Исторический материализм учит, что каждое новое поколение людей в своей деятельности исходит из предшествующих материальных условий общества. Если личность правильно поняла эти материальные условия и намечает задачи в соответствии с ними, выражая при этом передовые интересы эпохи, такая личность может стать действительно выдающейся. Но если личность не поймет этих условий и пойдет против них, строя свои планы на основе всякого рода выдуманных «идеалов», такая личность попадает в положение сметного и никому не нужного мечтателя пли, того хуже, становится реакционной силой. «Выдающиеся личности могут превратиться в ничто, если их идеи и пожелания идут вразрез с экономическим развитием общества, вразрез с потребностями передового класса, и—наоборот—выдающиеся люди могут стать действительно выдающимися личностями, если их идеи и пожелания правильно выражают потребности экономического развития общества, потребности передового класса» [«История ВКП(б)». Краткий курс, 1935, стр. 16]. Примером того, в какое положение попадают личности, возомнившие себя «делателями» истории, могут служить, напр., позднейшие народники. Субъективистская народническая теория активных героев и пассивной толпы исходила из того, что только-отдельные выдающиеся одиночки, названные народниками «критически мыслящими личностями», могут делать историю. Толпа же (как презрительно именовались народниками народные массы) должна была слепо итти за этими личностями. Масса, по мнению народников,—это материал, из которого «герой» может лепить все, что взбредет ему в голову. Из этой реакционной теории непосредственно вытекала народническая, а впоследствии и эсеровская тактика индивидуального террора, враждебная делу рабочего класса, делу организации политической партии пролетариата. «На утверждения народников о том, что масса есть толпа, что только герои делают историю и превращают толпу в народ, марксисты отвечали: не герои делают историю, а история делает героев, следовательно,—не герои создают народ, а народ создает героев и двигает вперед историю. Герои, выдающиеся личности могут играть серьезную роль в жизни общества лишь постольку, поскольку они сумеют правильно понять условия развития общества, понять,—как их изменить к лучшему» (там же). Следовательно, подлинным творцом истории является народ, он создает все блага общества, он двигает историю и создает героев. «Прошли те времена,—говорит Сталин,—когда вожди считались единственными творцами истории, а рабочие и крестьяне не принимались в расчет. Судьбы народов и государств решаются теперь не только вождями, но прежде всего и главным образом миллионными массами трудящихся. Рабочие и крестьяне, без шума и треска строящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие 'вся блага жизни, кормящие и одевающие весь мир,—вот кто настоящие герои и творцы новой жизни» (Сталин, Вопросы ленинизма. 11 изд., стр. 422). Только в марксизме дается замечательное единство исторической деятельности масс, классов, партий, вождей, деятельности, опирающейся на объективные законы общественного развития. «Марксизм,—писал Ленин,— отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс,—а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами» (Соч., т. XII, стр. 32). Сила великой личности—в ее глубокой связи с народом, в том, насколько ее действия совпадают с требованиями, выдвигаемыми объективным историческим процессом, насколько она выражает интересы передового класса, а следовательно, и интересы народа. В 1910 Ленин, противопоставляя народных героев всякого рода либеральным чиновникам, боявшимся революционной борьбы, писал: «народные герои есть. Эго —


5



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.