171    РОМА НОВЫ—РО МАНС    172

дочь Петра I Елизавета Петровна (1741—61). Она была в сущности последней представительницей рода Р. Не имея потомства, Елизавета назначила наследником престола своего племянника, Голыптейн-Готторпского принца Карла Петра Ульриха, человека с крайне ограниченными умственными способностями, царствовавшего под именем императора Петра 111 (1761—62). С этого времени на престолах России, Англии, Пруссии оказались династии, связанные родственными «ѵзами», что сыграло впоследствии немаловажную роль в укреплении реакционного союза этих государств. Петр III был свергнут при помощи заговора, составленного гвардейскими офицерами; императрицей была объявлена жена Петра III, быв. Ангальт - Цербстская принцесса София Августа, царствовавшая под пменем императрицы Екатерины II (1762—96); эта «дворянская царица», внешне исповедывавшая самые просвещенные принципы, завершила деятельность своих предшественников в отношении укрепления в стране крепостничества. «Одним росчерком пера... Екатерина II превратила в крепостных 4 или 5 млн. сравнительно свободных крестьян во вновь завоеванных западных и южных областях» (Маркс, Об освобождении крестьян в России, в кн.: Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XI, ч. 1, стр. 537). После смерти Екатерины II царствовал ее сын, имп. Павел 1 (1796—801), создавший вокруг себя «царство страха». Сын Павла I, имп. Александр I (1801—25), «властитель слабыйи лукавый, плешивый щеголь, враг труда» (Пушкин), вступил на престол с помощью заговорщиков, задушивших его отца. Подавив восстание декабристов, на престол вступил брат Атександра 1 император Николай I (1825 — 55), прозванный «Николаем Палкиным». Сына Николая I, имп. Александра II (1855 — 81), убитого народовольцами, сменил тупой, ограниченный реакционер, имп. Александр III (1881— 1894). После него царствовал последний Р. — Николай II Кровавый (1894— 917).

На протяжении трехсотлетнего царствования Р. происходили многочисленные восстания и возмущения угнетенных классов (восстания Разина, Пугачева, декабристов, революция 1905—07, революция в феврале 1917). При помощи насилия, запугивания, обмана, лести, грошевых подачек Р. старались держать народ в угнетении. «Монархи то заигрывали с либерализмом, то являлись палачами Радищевых и „спускали" на верноподданных Аракчеевых» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 127). Р. быта крупнейшими помещпками-землѳвладельцами, эксплоататорами крестьян; им принадлежали колоссальные пространства удельных, кабинетских и др. земель (см. Кабинетские земли. Удельные земли), огромнейшие лесные массивы, заповедники, виноградники, золотые прииски и пр. С развитием капитализма к имуществу Р. прибавились многочисленные заводы и фабрики; к концу 19 в., по официальным сведениям, одних удельных земель за Р. числилось около 8 млн. десятин. Свободный денежный капитал Р. к тому же времени исчислялся приблизительно в 700 млн. р. и был размещен, из боязни революции, главн. образом в иностранных банках.

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914) обнажила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверства семьи Романовых, этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев, рабочих, революционеров, этих „первых среди равных-4 помещиков, владеющих миллионами десятин земли и идущих на все зверства, на все преступления, на разорение и удушение любого числа граждан ради сохранения этой своей и своего класса „священной собственности"» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 14).

Озлобление и ненависть народных масс к царскому самодержавию в 1917 достигли крайних пределов и обострили революционное движение. Стремившаяся к власти русская империалистическая буржуазия пыталась путем дворцового переворота предотвратить насту-плениѳ нараставшей народной революции, она хотела сместить Николая II и вместо него посадить на престол связанного с буржуазией Михаила Р. (брата Николая II). 2/ІІІ

1917 Николай II передал актом отречения престол своему брату, но уже З/ІІІ 1917 Михаил Р. был вынужден под напором революционных народных* масс отказаться от престола. Самодержавие было свергнуто под руководством большевиков восставшим народом (см. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917).

Лит.: Энгельс Ф., Внешняя политика русского царизма, в кн.: Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., т. XVI, ч. 2, [Москва], 1936; его же, Анти-Дюринг, Ленинград, 1938, стр. 383—384; Маркс К., Об освобождении крестьян в России, в кн.: Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., т. XI, ч. 1, Москва, 1933; Ленин В., Соч.,

3 изд., т. IV, стр. 125—127; т. ХГѴ, стр. 18—19; т. XX, стр. 14 и 116; Сталин П., Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом, [Москва], 19 38; История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под редакцией Комиссии ЦК ВКП (б), [Москва], 1938, гл. 1—7. См. также литературу к ст. Самодержавие.

РОМ А'НС (исп. romance) — первоначально (в средние века) песня на испанском народном (романском) языке. К 16 в. в Испании определился тип Р.—сольной песни с инструментальным сопровождением, преимущественно эпико-лнрического характера. Свое содержание Р. часто заимствовал из исторического прошлого Испании (в особенности из эпохи борьбы с маврами-завоевателями, пз рыцарской жизни и т. п.). Существовали также и другие виды Р. (пасторальный н пр.). Сборники Р. носили название «романсеро». Жанр старинного Р. стал популярен в Зап. Европе в период романтизма, с возникновением интереса к средневековью. Композиторы Шуберт, Шуман и др. называли Р. некоторые свои песни на романтические сюжеты, нередко с средневеково-рыцарской, иногда фантастической окраской, родственные балладе. В России в нач. 19 века термин «Р.» был присвоен камерной песне для одного голоса с аккомпанементом (преимущественно фортепианным). Название «песня» сохранили лишь те произведения композиторов, к-рые по своему сюжету, поэтическому или музыкальному складу были близки к народной песне. В творчестве классиков русской художественной песни (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский и др.) к Р. относятся художественно более развитые песни, более сложные по форме и более тонкие по характеру. Впрочем, четкую грань между романсом и песней провести трудно. В последнее время все чаще применяют единый термин «песня»





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.