172    РОМ АНСИПЕ НАРОДЫ—РОМАНТИЗМ    174

для обозначения вокальных произведений обоего рода. Камерная песня (романс) занимает видное место в творчестве многих советских композиторов.

Во 2-й половине 18 в. появился инструментальный Р.—камерная инструментальная пьеса с мелодией лирического характера.

Капитель и база романской колонны.


РОМАНСКИЕ НАРОДЫ—общее наименование народов, говорящих на романских языках (французы, итальянцы, испанцы, португальцы, румыны и пр.).

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ—группа языков, развившихся из латинского языка в его народной форме (народная латынь), а не из литературного (классического) латинского языка. К этой группе относятся языки: итальянский, сардинский, французский, провансальский (в Южной Франции), каталанский (в Северо-Восточной Испании), испанский, португальский, рето-романский (в альпийских областях), румынский. ~~

Лит.: Крушевскпй Н., Важнейшие данные фонетики рома неких языков, «Ученые записки Казанского университета., год LX1, кн. 2, Казань, 1894.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ—название общего стиля средневековой архитектуры, скульптуры и др. изобразительных искусств, господствовавшего в Европе в 10—12 веках. Р. с. нашел наиболее яркое выражение в архитектуре, главным образом церковной, и получил развитие в период упрочения феодального общества. Построенные на возвышенностях замки светских феодалов были предназначены для защиты против внешних врагов п против крестьянских восстаний. Во владениях церковных феодалов— монашеских орденов и епископов—строились обширные монастырские здания и массивные

Аббатство Мария Лаах (Зап. Германия, 13 в.).

каменные церкви, являвшиеся дальнейшим развитием дрезнехристианских базилик. Внутренние пространства первоначально со стропильными перекрытиями, позднее, в период полного развития Р. с., покрыты крестовыми сводами, к-рые поддерживаются столбами и полуколоннами. В переходный к готике период вводится разнообразие форм отверстий (окон), и появляется стрельчатая (готическая) арка. В России черты романского стиля дают о себе знать в 12 веке во владимиро-суздальском зодчестве, сложившемся на основе старых византийских форм .(церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире).

В романский период получает первое свое развитие средневековая скульптура, вначале тесно связанная с зодчеством (скульптура соборных порталов). Орнаментика из переплетающихся полос (т. н. плетенка) и сложных форм т. н. звериного орнамента находит себе место на стенах и в особенности на капителях колонн. Религиозная стенная роспись носит плоскоетный характер (от нее дошли до нашего

Внутренность собора С.-Фронде ГГ ер иге (Юго-3 ап.

Франция, нач. 12 в.).

времени лишь остатки). Развивается также прикладное искусство (изделия из металла, эмаль и пр.).

Лит.: Кон-Впнер, История стилей изобразительных искусств, Москва, 1936; Флетчер Б. и Флетчер Ф., История архитектуры, 2 издание, С.-Петербург, 1913.

РОМАНТИЗМ—направление в лптературе и искусстве, возникшее в самом конце 18 века и получившее распространение в 1-й трети

19 века. Общими, характерными особенностями идейного содержания литературы и искусства Р., независимо от конкретного своеобразия его художественного выражения в национальных литературах и искусствах, являлись неудовлетворенность, разочарование в буржуазной действительности, идеализация прошлого и особенно средневековья, культ личности, фантастика, примат чувства и воображения в противовес рационализму классицизма; у реакционных




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.