1.76    РОМАНТИЗМ    176

романтиков—мистицизм, субъективизм. Идейно-политической основой неудовлетворенности и протеста романтиков против существующей действительности являлся крах просветительских иллюзий о «свободе, равенстве и братстве» , противоречие между провозглашенными Французской буржуазной революцией 1ь века принципами революционного преобразования общества и наступившей реакцией, узко ограниченной буржуазной действительностью.

1) Р. в литературе являлся отражением сложных общественных противоречий эпохи. Наряду с реакционным Р., отражавшим реставраторские устремления,—Новалис, Тик и др. (в Германии), Шатобрнан (во Франции), Кольридж (в Англии), —большое место в литературе занимало демократическое направление в Р.—Гофман и ранний Гейне (в Германии), Байрон и Шелли (в Англии), Гюго (во Франции).

Теоретич. основой художественных особенностей немецкого Р., сыгравшего руководящую роль в выработке эстетики всего европейского Р., являлась идеалистическая философия Шеллинга и братьев Шлегелей. В противоположность эстетическим принципам и литературным канонам классицизма, требовавшим рационалистической обоснованности сюжета, ясной и сжатой композиции произведения, подчиненности действий людей отвлеченным нормам гражданской добродетели, соблюдения единства времени, места и действия и возвышенного стиля, романтики провозгласили абсолютную свободу творчества и независимость художественных приемов от каких бы то ни было литературных канонов. Отказ романтиков от нормативной поэтики, нарочитое противопоставление литературным традициям классицизма свободного обращения с художественными приемами, стремление романтиков к изображению необычного, фантастического обусловили крайнее своеобразие и вычурность их стиля.

Романтики стремились к раскрытию и широкому показу душевных переживаний людей, анализу этих переживаний, передаче исторического колорита изображаемого, показу природы и т. д. Приемы и средства художественного изображения у романтиков отличались большим разнообразием и свободой их творческого применения; композиционное построение произведений было свободно; не было четкого разграничения жанров.

Основные жанры в различных направлениях литературы Р.—лирическая повесть, фантастическая повесть (Гофман и др.), исторический роман (Вальтер Скотт, Гюго); в поэзии— интимно-лирические жанры. В процессе борьбы романтизма как литературного направления с классицизмом нашли свое проявление и исторически положительные черты Р.: пробуждение интереса к народному творчеству, протест против нивелировки личности, стремление к изображению людей различных социальных слоев и их внутренней жизни. Многие произведения революционных и наиболее прогрессивных романтиков насыщены пафосом протеста против пошлой буржуазной действительности (Байрон, Шелли, Гюго и др.), ненавистью к религии и богоборческими идеями и культом бунтарской, сильной личности (Байрон). Однако критика романтиками буржуазной действительности была ограниченной и исходила из реакционного отрицания ими капиталистического общества как более высокой ступени общественного развития по сравнению с предшествовавшими общественными формациями. В творчестве многих романтиков наряду с фантастикой и экзотикой (В. Скотт, Байрон, Гюго, Гофман и др.) существенное место занимали реалистические тенденции, ярко реалистическое изображение явлений действительности, подготовившие смену романтизма реализмом.

В русской литературе Р. возник в начале

19    в. и достиг своего полного развития в 20— 30-х гг. Как и в западных литературах, Р. в России представлял сложное общественнолитературное течение, отразившее своеобразие социальной действительности России 1-й трети 19 в. и процесс борьбы общественных сил этого периода. Консервативный Р. с его мистическими и фантастическими мотивами нашел свое наиболее яркое выражение в творчестве В. Жуковского, В. Одоевского и др., находившихся под атияннем философии Шеллинга, и развивался под большим влиянием немецких романтиков—Новалиса, Тика, Шлегѳ-ля. Консервативное направление в литературе русского романтизма получило своеобразное выражение в творчестве Кукольника, Погорельского, в поэзии Тютчева и др. Существенное отличие от консервативного романтизма представляли произведения раннего Гоголя и др., содержание которых проникнуто демократическими тенденциями. Одним из видных передовых русских романтиков быт Марлин-ский-Бестужев. Большое общественно-политическое значение и роль в русской литературе

20    — 30-х гг. имел революционный романтизм Пушкина и поэтов-декабристов: Рылеева, Александра Одоевского, Кюхельбекера и др., творчество которых связано с подъемом революционно-общественного движения 20-х гг. 19 в. В развитии русской литературы романтизм сыграл исторически положительную роль, освободив художественную литературу от ложноклассических эстетических канонов и напыщенности стиля. Особенно значительна прогрессивная роль революционного романтизма, внесшего в литературу гражданские, политические мотивы и насытившего поэзию общественным протестом. Романтические произведения поэтов-декабристов, раннего Пушкина, Лермонтова и др. романтиков прогрессивного направления в значительной мере проникнуты глубокими реалистическими тенденциями, развившимися в 30-х гг. в художественный реализм, ставший господствующим направлением в литературе 40-х гг. В конце 19 в. в русской литературе подлинно революционные романтические мотивы получилп яркое выражение в ранних произведениях М. Горького («Девушка и смерть», «Макар Чудра» и др.).

В советской лит-ре первых годов восстановительного периода революционным Р. были проникнуты произведения Вс. Иванова, поэзия Багрицкого, И. Тихонова н др. Революционный Р. как метод художественного воплощения революционной мечты и предвидения, пафоса борьбы за будущее занимает определенное место в искусстве и литературе социалистического реализма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. Сб., М.—Л., 1938; Ленин о культуре и искусстве, Сб. статей п отрывков, М., 1938; Литературная теория немецкого романтизма. Документы, под ред. Н. Берковского, [Л., 1934]; Немецкая романтическая повесть, пер. под. ред. М. Петровского, т. І—ЇХ, Л,—Л., 1935;




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.